Вестник Института экономики № 5/2023. Экономика и управление.

 

Музычук Валентина Юрьевна

доктор экономических наук, доцент, зам. директора по научной работе ФГБУН Институт экономики РАН, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, Москва, Россия

ORCID: 0009-0008-7902-7228

 

ТВОРЧЕСКИЕ (КРЕАТИВНЫЕ) ИНДУСТРИИ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕГМЕНТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Размер файла 7-39   
Количество просмотров 207   
Размер файла 391.29 KB   

В статье проведен подробный анализ концепта творческих (креативных) индустрий, который в настоящее время активно внедряется в культурную практику современной России. В работе предпринята попытка ревизии терминологического аппарата (индустрия культуры – культурные индустрии – творческие (креативные) индустрии). В случае с творческими (креативными) индустриями речь идет о сочетании 3-х элементов: творческой активности, предпринимательских способностей и прав интеллектуальной собственности, вследствие чего в экономике создается добавленная стоимость, а полученный результат обращается на рынке. Львиная же доля культурных благ, создаваемых в некоммерческом сегменте сферы культуры, не относится к творческим (креативным) индустриям. Подмена понятий чревата тем, что от сферы культуры требуют все больше зарабатывать, а это входит в противоречие с той миссией, ради которой создавались государственные (муниципальные) учреждения культуры: приобщение широких слоев населения к культурным ценностям. Несмотря на то, что эксперты признают, что в настоящее время в исследовательской среде отсутствует консенсус в отношении четких критериев отнесения тех или иных видов деятельности к творческим (креативным) индустриям, в России нарастают вызовы для некоммерческого сегмента сферы культуры: происходит его постепенное вытеснение в сторону коммодификации и коммерциализации. В принятой в конце 2021 г. Концепции развития творческих (креативных) индустрий… произошло полное отождествление некоммерческого сегмента сферы культуры с творческими (креативными) индустриями, к которым были отнесены и театры, и музеи, и даже библиотеки. Более того, последние стали «точками входа» в творческие (креативные) индустрии. В статье показано, что задача активизации экономического роста в регионах России, ради которой разрабатывалась Концепция развития творческих (креативных) индустрий, не может быть решена исключительно силами Минкультуры России, так как оно не обладает для этого соответствующим функционалом, финансовыми ресурсами, аппаратным весом и профессиональными кадрами.

Ключевые слова: творческие (креативные) индустрии, культурные индустрии, сфера культуры, культурная политика, коммодификация культуры, коммерциализация культуры, маркетизация культуры.

УДК: 338.46

EDN: BXIKUF

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_5_7_39

 

Литература

  1. Jones C., Lorenzen M., Sapsed J. (ed.). The Oxford handbook of creative industries. OUP Oxford, 2015.
  2. Творческие (креативные) индустрии. Справочник. Сост.: Е.В. Зеленцова. Ред.: Н.В. Гладких. М., 2022.
  3. Handbook on the Economics of Cultural Heritage. Ed. by I. Rizzo & A. Mignosa. Edward Elgar: Cheltenham, UK; Northampton, MA, USA, 2013.
  4. Хезмондалш Д. Культурные индустрии / пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Изд. Дом ВШЭ, 2014.
  5. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения: философские фрагменты. Пер. с нем. М. Кузнецова. М.: Медиум, СПб.: Ювента, 1997.
  6. Garnham N. From cultural to creative industries: An analysis of the implications of the «creative industries» approach to arts and media policy making in the United Kingdom // International journal of cultural policy. 2005. Vol. 11. №. 1. Pр. 15–29.
  7. Mattelart A., Piemme J.-M. Cultural industries: the origin of an idea. / In: Cultural industries: A challenge for the future of culture. Paris: UNESCO, 1982. Pp. 51–61.
  8. The Routledge companion to the cultural industries / edited by K. Oakley and J. O’Connor. Oxford: Routledge, 2015.
  9. Hewison R. Cultural capital: The rise and fall of creative Britain. London, New York: Verso Books, 2014.
  10. Howkins J. The Creative Economy: How People Make Money from Ideas. London: Penguin Books, 2007. Epub file.
  11. Hewison R. «Creative Britain»: myth or monument? // Cultural Trends. 2011. Vol. 20. 3–4. Pр. 235–242.
  12. Hesmondhalgh D., Pratt A. Cultural industries and cultural policies // International Journal of Cultural Policy. 2005. Vol. 11. No. 1. Pp. 1–13.
  13. Hewison R. Culture and Consensus: England, Art and Politics since 1940. London: Methuen, 1995. P. 258.
  14. Belfiore E. Auditing culture // International Journal of Cultural Policy. 2004. Vol. 10. 2. Pp. 183–202.
  15. Culture Vultures: Is UK arts policy damaging the arts? Ed. by M. Mirza. London: Police Exchange, 2006.
  16. Hytner N. To Hell with Targets. / The Guardian. 12 Jan. 2003. https://www.theguardian.com/theobserver/2003/jan/12/featuresreview.review
  17. Чуковская Е.Э. Креативные индустрии: пределы правового воздействия // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 2 (54). С. 234–242.
  18. Кастосов М.А., Иванова Н.Ю. Предпринимательские способности как фактор экономического роста // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2006. № 1. С. 3–14.
  19. Абанкина Т.В. Николаенко Е.А. Романова В.В. Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития. М.: Высшая школа экономики, 2021.
  20. Schlesinger P. The Creative Economy: Invention of a Global Orthodoxy // Innovation: The European Journal of Social Science Research. Vol. 30. No. 1. Pp. 73–90.
  21. Паксютов Г.Д. Японские «креативные отрасли» на глобальных рынках: текущие проблемы и роль государства. // Мир новой экономики. 2020. № 14 (4). С. 15–21.

Дата поступления рукописи: 15.09.2023 г.

Для цитирования:

Музычук В.Ю. Творческие (креативные) индустрии: вызовы для некоммерческого сегмента сферы культуры // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 5. С. 7-39. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_5_7_39 EDN: BXIKUF

  Лицензия Creative Commons 4.0