Вестник Института экономики № 2/2022. Публикации молодых авторов.

Е.С. Романчук

аспирант, младший научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН

СОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ОЭСР И МНОГОСТОРОННИХ ИНСТИТУТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Размер файла 131-152   
Количество просмотров 202   
Размер файла 645.35 KB   

Аннотация

В последние годы Узбекистан стал одним из основных получателей средств официальной помощи развитию, направляемых в государства постсоветского пространства. В данной статье проанализирована структура этой помощи, ее динамика по годам и приведены основные мотивы развитых государств (доноров) в их стремлении помогать экономическому развитию Узбекистана. С учетом того вклада, который различные доноры вносят в официальную помощь развитию, они разделены на три группы: азиатские государства; страны, расположенные вне региона; международные институты, включая многосторонние банки развития. По итогам проведенного анализа был сделан вывод о том, что в краткосрочной перспективе наиболее результативным для Узбекистана представляется сотрудничество с КНР, а в долгосрочной перспективе, принимая во внимание необходимость проведения в стране структурных реформ, больше выгод принесет взаимодействие с многосторонними институтами развития, Японией, Республикой Корея и европейскими государствами.

Ключевые слова: официальная помощь развитию, ОЭСР, Узбекистан, многосторонние институты.

JEL: F34, F35

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_2_131_152

Литература

  1. Geographical Distribution of Financial Flows to Developing Countries 2021. OECD, 2021. https://read.oecd-ilibrary.org/development/geographical-distributionof-financial-flows-to-developing-countries-2021_a50961e5-en-fr#page872 (дата обращения: 05.04.2022).
  2. Riddell R.C. Does foreign aid really work? New York: Oxford University Press, 2008.
  3. Lancaster C. Foreign Aid: Diplomacy, Development, Domestic Politics. London: University of Chicago Press, 2007.
  4. Francisco P., Moreira S.B., Caiado J. Identifying differences and similarities between donors regarding the long-term allocation of official development assistance // Development Studies Research. 2021. Vol. 8:1. Pp. 181–198.
  5. Sachs J. The end of Poverty. New York: Penguin Books, 2005.
  6. Rajan R.G., Subramanian A. Aid and Growth: What Does the Cross-Country Evidence Really Show? // Review of Economics and Statistics 90, 2008. http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true%7B&%7Ddb=bth%7B&%7DAN=34867990%7B&%7Dsite=ehost-live (дата обращения: 05.04.2022).
  7. Bickenbach F., Mbelu A., Nunnenkamp P. Is Foreign Aid Concentrated Increasingly on Needy and Deserving Recipient Countries? An Analysis of Theil Indices, 1995–2015 // World Development. 2019. Vol. 115. Pp. 1–16.
  8. Sarah Blodgett Bermeo. Aid Allocation and Targeted Development in an Increasingly Connected World // International Organization. 2017. Vol. 71 (4). Pp. 735–766.
  9. Pacquement F. Le système d’aide au développement de la France et du Royaume-Uni: points de repère sur cinquante ans d’évolutions depuis la décolonisation // International Development Policy. Revue internationale de politique de développement. 2010. Vol. 1. PP.55-80. https://journals.openedition.org/poldev/114 (дата обращения: 05.04.2022).
  10. Lundsgaarde E., Breunig C., Prakash A. Instrumental Philanthropy: Trade and the Allocation of Foreign Aid // Canadian Journal of Political Science. 2010. Vol. 43. Pp. 733–761.
  11. Riddell R.C. Does Foreign Aid Really Work? An Updated Assessment. Acton: Australian National University – Development Policy Centre, 2014.
  12. Collier P., Hoeffler A. Violent Conflict / in Global Problems: Global Solutions, ed. by B. Lomberg. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. Pp. 129–156.
  13. Frot E., Santiso J. Herding in Aid Allocation // Kyklos. 2011. Vol. 64(1). Pp. 54–74.
  14. Dabla-Norris E., Minoiu C., Zanna L.F. Business Cycle Fluctuations, Large Macroeconomic Shocks, and Development Aid // World Development. 2015. Vol. 69. Pp. 44–61.
  15. Clunies-Ross A., Forsyth D., Huq M. Development economics (1st ed.). Berkshire: McGraw-Hill Higher Education, 2009.
  16. Arndt C., Jones S., Tarp F. Assessing foreign aid’s long-run contribution to growth and development // World Development. 2015. Vol. 69. Pp. 6–18.
  17. Doucouliagos H., Paldam M. Aid effectiveness on accumulation: A meta study // Kyklos. 2006. Vol. 59(2). Pp. 227–254.
  18. Moyo D. Dead aid: Why aid is not working and how there is a better way for Africa. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2009.
  19. Gomanee K., Morrissey O., Mosley P., Verschoor A. Aid, government expenditure, and aggregate welfare // World Development. 2005. Vol. 33(3). Pp. 355–370.
  20. Riddell R.C. Does foreign aid really work? New York: Oxford University Press, 2008.
  21. Guillaumont P., Chauvet L. Aid and Performance: A Reassessment // Journal of Development Studies. 2001. Vol. 37(6). Pp. 66–92.
  22. Other official providers not reporting to the OECD. https://www.oecd-ilibrary.org/sites/18b00a44-en/index.html?itemId=/content/component/18b00a44-en#sectiond1e57224 (дата обращения: 05.04.2022).
  23. Malik A., Parks B., Russell B., Lin J., Walsh K., Solomon K., Zhang S., Elston T., Goodman S. Banking on the Belt and Road: Insights from a new global dataset of 13,427 Chinese development projects. Williamsburg, VA: AidData at William & Mary, 2021.
  24. Yau Tsz Yan. Chinese Business Briefing: Yuan Welcome, But Flights Cancelled. Eurasianet, 4 February 2020. https://eurasianet.org/chinese-business-briefing-yuanwelcome-but-flights-cancelled (дата обращения: 05.04.2022).
  25. Ўзбекистон Республикаси давлат қарзи ҳолати ва динамикаси шарҳи Ўзбекистон Республикаси Молия вазирлиги. 2021 йилнинг I ярим йиллиги. https://www.mf.gov.uz/media/file_uz/davlat_karzi/2021/nashrlar/Iyarim_2021.pdf (дата обращения: 05.04.2022)
  26. Hashimova U. Uzbekistan Increasingly Turns to China for Development Loans // Eurasia Daily Monitor. 2019. Vol. 16. https://jamestown.org/program/uzbekistanincreasingly-turns-to-china-for-development-loans (дата обращения: 05.04.2022).
  27. Umarov T. China Looms Large in Central Asia. Carnegie Moscow Centre, 30.03.2020. https://carnegiemoscow.org/commentary/81402 (дата обращения: 05.04.2022).
  28. Wang Y. Offensive for defensive: the belt and road initiative and China’s new grand strategy // Pacific Review. 2016. Vol. 29. Pp. 455–463.
  29. Custer S., Sethi T., Solis J., Lin J., Ghose S., Gupta A., Knight R., Baehr A. (2019). Silk Road Diplomacy: Deconstructing Beijing’s toolkit to influence South and Central Asia. Williamsburg, VA. AidData at William & Mary, 2019.
  30. Политика страновой помощи Республике Узбекистан, март 2017 года. Официальный сайт Посольства Японии в Республики Узбекистан. https://www.uz.emb-japan.go.jp/files/000306082.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
  31. Madimarov A., Aripova M. Uzbekistan – Japan: traditional friendship and mutually beneficial cooperation. Institute for Strategic and Regional Studies under the President of the Republic of Uzbekistan. Institute for Strategic and Regional Studies under the President of the Republic of Uzbekistan, 27.07.2020. http://isrs.uz/en/maqolalar/uzbekistan-i-aponia-sotrudnicestvo-osnovannoe-na-vzaimovygodnyh-interesah (дата обращения: 05.04.2022).
  32. На Туракурганской ТЭС произошло аварийное отключение. Газета.uz. 20.11. 2020. https://www.gazeta.uz/ru/2020/11/20/turakurgan/(дата обращения: 05.04.2022).
  33. Mitsubishi выиграла тендер на строительство Туракурганской ТЭС. Газета.uz. 26.10.2016. https://www.gazeta.uz/ru/2016/10/26/tes (дата обращения: 05.04.2022).
  34. Rakhimov M., Sung Dong Ki. Uzbekistan and South Korea: towards a special relationship // The Central Asia-Caucasus Institute and Silk Road Studies Program Joint Center, 10 JUNE 2016. https://www.cacianalyst.org/publications/analyticalarticles/item/13369-uzbekistan-and-south-korea-towards-a-special-relationship.html (дата обращения: 05.04.2022).
  35. Guffler K., Harutyunyan A., DiLorenzo M., Sethi T., Eppler M., Heinelt M.S. Development Cooperation from a Partner Perspective. How can Germany and other donors perform better in the eyes of their partner countries? German Institute for Development Evaluation (DEval), Bonn, 2020.
  36. Dadabaev T. Chinese, Japanese, and Korean Inroads into Central Asia: Comparative Analysis of the Economic Cooperation Roadmaps for Uzbekistan. East-West Center, 2019.
  37. Dadabaev T. Transcontinental Silk Road Strategies: Comparing China, Japan and South Korea in Uzbekistan. Abingdon, Oxon, UK: Routledge, 2019.
  38. Peyrouse S. A Donor Without Influence. The EU in Central Asia. PONARS Eurasia Policy Memo No. 478. 2017. www.ponarseurasia.org/memo/donor-without-influenceeuropean-union-central-asia (дата обращения: 05.04.2022).
  39. European Parliament recommendation of 26 March 2019 to the Council, the Commission and the Vice-President of the Commission / High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy on the new comprehensive agreement between the EU and Uzbekistan. https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA-8-2019-0224_EN.html (дата обращения: 05.04.2022).
  40. Commission Delegated Regulation (EU) 2021/576 of 30 November 2020 amending Annex III to Regulation (EU) No 978/2012 to include the Republic of Uzbekistan among the countries benefiting from tariff preferences under the GSP+ // Official Journal of the European Union, 2021. Vol. 64. https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=OJ:L:2021:123:TOC (дата обращения: 05.04.2022).
  41. Постановление Президента Республики Узбекистан от 28.11.2018 № ПП-4037 «О мерах по дальнейшему расширению и укреплению двустороннего сотрудничества между Республикой Узбекистан и Французской Республикой». https://nrm.uz/contentf?doc=605089_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_28_11_2018_g_n_pp-4037_o_merah_po_dalneyshemu_rasshireniyu_i_ukrepleniyu_ dvustoronnego_sotrudnichestva_mejdu_respublikoy_uzbekistan_i_francuzskoy_respublikoy&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения: 05.04.2022).
  42. Grynszpan E. En Ouzbékistan, les groupes français parient sur l’ouverture économique du pays. Le monde. 06.11.2021.
  43. Swiss Cooperation Strategy Central Asia 2017–2021. Bern, 2017. https://www.eda.admin.ch/dam/deza/en/documents/laender/swiss-cooperation-strategy-centralasia-2017-2021_en.pdf (дата обращения: 05.04.2022).
  44. Uzbekistan joins the Global Trade Facilitation Program. The Tashkent Times. 17.02.2021. https://tashkenttimes.uz/economy/6420-uzbekistan-joins-the-global-trade-facilitationprogram (дата обращения: 05.04.2022).
  45. Mission effectuée au Kazakhstan, en Ouzbékistan et au Turkménistan. Rapport d’information 412 (97-98) – commission des affaires economiques. https://www.senat.fr/rap/r97-412/r97-412_mono.html (дата обращения: 05.04.2022).
  46. Россия выделит $8,2 млн на совершенствование налоговой системы Узбекистана. Газета.uz. 17.07.2019. https://www.gazeta.uz/ru/2019/07/17/tax-reform/ (дата обращения: 05.04.2022).

Для цитирования:

Романчук Е.С. Содействие государств – членов ОЭСР и многосторонних институтов экономическому развитию Республики Узбекистан // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 2. С. 131-152. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_2_131_152

  Лицензия Creative Commons 4.0