Вестник Института экономики № 1/2025. Экономика и управление. 

Братченко Светлана Анатольевна

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ФГБУН Институт экономики РАН, Москва, Россия

ORCID: 0000-0002-5066-0678

 

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ: ВОПРОСЫ ДОСТИЖИМОСТИ, РЕЛЕВАНТНОСТИ И СОГЛАСОВАННОСТИ ЦЕЛЕЙ

Размер файла 24-46   
Количество просмотров 38   
Размер файла 374.44 KB   

В научной литературе представлено достаточно много работ, посвященных проблемам целеполагания в государственном управлении, однако до настоящего времени корпус изученных прецедентов не рассматривался как единый объект изучения. В этой связи возникла идея перейти от анализа к синтезу и попытаться предложить некоторую типологию выявленных ранее проблем целеполагания, в чем и состояла основная цель данного исследования. В результате было выделено пять типов проблем, связанных с целеполаганием, – это вопросы достижимости целей, нерелевантности и несогласованности целей, а также казусы, имеющие управленческие и институциональные корни. В данной статье подробно проанализированы только вопросы достижимости, нерелевантности и несогласованности целей.

Ключевые слова: качество государственного управления, критерии качества целеполагания, достижимость целей, релевантность целей, согласованность целей, стратегия как инструмент достижения целей.

УДК: 338.24

EDN: DTMBLL

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2025_1_24_46

 

Литература

  1. Абалкин Л.И. Вступительное слово на VI Международной Кондратьевской конференции, тема которой «Есть ли у России несырьевое будущее?» // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2008. № 1. С. 5. EDN: MSWVQF.
  2. Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Проблема технологического суверенитета и новая миссия центрального научного ведомства России // Экономика. Налоги. Право. 2023. № 16. С. 28 –36. DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-2-28-36.
  3. Бауэр В.П., Ерёмин В.В., Смирнов В.В. Проектный подход к согласованию бюджетных процедур и ресурсного обеспечения реализации национальных проектов // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13 (3). С. 28–41. DOI: 10.26794/1999849X-2020-13-3-28-41.
  4. Бессонова Е., Цветкова А. Финансы российских домохозяйств в 2022 году. М.: Центральный банк Российской Федерации. 2023. https://www.cbr.ru/Content/ Document/File/146276/analytic_note_20230419_dip.pdf.
  5. Блохин А.А., Адамян Э.А., Китаев А.Е., Миронова И.И. Сравнительные оценки параметров целей государства и других субъектов управления российской экономикой // Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2019. № 2. С. 3–25. EDN: CDIDPT.
  6. Бобков В.Н. Теоретико-методологические подходы к разрешению противоречий национальных целей и национальных проектов // Научные труды Вольного экономического общества. 2019. № 3. С. 77–99. EDN: LXHAEC.
  7. Братченко С.А. «Сценарный менеджмент»: связь стратегии и тактики // Управленческие науки. 2016. № 4. С. 62– 67. EDN: XIROKH.
  8. Братченко С.А. Институциональные аспекты целеполагания при разработке государственных программ // Государственная служба. 2023. № 5. С. 39–54. DOI: 10.22394/2070-8378-2023-25-5-39-54. EDN: RHBKDG.
  9. Братченко С. А. Несогласованность целей в государственном управлении // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 6. С. 78–108. DOI: 10.52180/2073- 6487_2023_6_78_108. EDN: KDHKXU.
  10. Братченко С. А. Использование стратегий при разработке государственных программ: обзор практики и анализ ситуаций. // AlterEconomics. 2024. № 3. С. 553–570. DOI: 10.31063/AlterEconomics/2024.21-3.7. EDN: KTLYEO.
  11. Глушко Е.К. Управление государственными финансами: программы и их реализация (вопросы права) // Lex Russica (Русский закон). 2014. № 9. С. 1023– 1030. EDN: TCRHYZ.
  12. Гумеров Р.Р. Реализация национальных целей в предлагаемой модели стратегического народно-хозяйственного планирования // Российский экономический журнал. 2019. № 5. С. 3–24. DOI: 10.33983/0130-9757-2019-5-3-24. EDN: NOXHYI.
  13. Гумеров Р.Р., Гусева Н.В. Проблемы оценки эффективности государственного регулирования и бюджетной поддержки российской экономики // Российский экономический журнал. 2018. № 1. С. 66–80. EDN: YTPPSW.
  14. Данилов Ю.А. Проблема увязки стратегий финансового развития с целями социально-экономического развития: аспект целевых показателей // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 4. С. 127–153. DOI: 10.17323/1999-5431-2022-0-4-127-153. EDN: BYFKZI.
  15. Есекин Б.К. Цели устойчивого развития: что с ними не так и что нужно изменить / В сб.: Актуальные проблемы глобальных исследований: глобальное развитие и пределы роста в XXI веке. Сб. статей VII Международной научной конференции, 15–18 июня 2021 г. / Под ред. И.В. Ильина. М.: МООСИПНН Н.Д. Кондратьева. 2021. С. 161–172. DOI: 10.46865/978-5-901640-36-4-2021-1-563.
  16. Климанов В. В., Будаева К. В., Чернышова Н. А. Промежуточные итоги стратегического планирования в регионах России // Экономическая политика. 2017. № 5. С. 104–127. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-5-06. EDN: ZXQTND.
  17. Коваленко Е.А. Исследование эффективности государственных адресных социальных программ // Отечественный журнал социальной работы. 2010. № 4. С. 38–49. EDN: RRTGQJ.
  18. Козлова С.В. Управление государственным и муниципальным имуществом: сможет ли новый закон преодолеть институциональные ловушки? // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 5. С. 24–42. DOI: 10.24411/2073-6487-2019-10057. EDN: HXNLAK.
  19. Кондратьев Н.Д. План и предвидение / В кн.: Кондратьев Н.Д., Яковец Ю.В., Абалкин Л.И. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002. С. 567–614.
  20. Крупнов Ю.А., Сильвестров С.Н., Старовойтов В.Г. Проблемы и противоречия стратегического планирования // Российский экономический журнал. 2022. № 6. С. 15–30. DOI:10.33983/0130-9757-2022-6-15-30. EDN: LXXWRW.
  21. Малган Дж. Искусство государственной стратегии: Мобилизация власти и знания во имя всеобщего блага. М.: Изд. Института Гайдара, 2011. EDN: QOMJFN.
  22. Мартыненко С.В. Как контролировать достижение национальных целей // Журнал «Бюджет». 2020. № 1. С. 20–22. EDN: KEWMNW.
  23. Наумов С.Н. О методологических подходах к построению сценариев перспективного развития России // Возможные сценарии будущего России и мира: междисциплинарный дискурс. Сб. научн. трудов участников XI Международной Кондратьевской конференции / под ред. В.М. Бондаренко. М.: Международная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева. 2020. С. 303–308. EDN: DVKBPR.
  24. Наумов С.Н., Сорокин И.А. Оценка государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на предмет соответствия национальным целям развития Российской Федерации на период до 2024 года // Друкеровский вестник. 2020. № 1. С. 168–182. DOI: 10.17213/2312-6469-2020-1-168-182. EDN: CZLOOD.
  25. Овсянникова Т.Ю., Рабцевич О.В., Югова И.В. Государственная жилищная политика в России: цели и реалии // Недвижимость: экономика, управление. 2018. № 4. С. 6–12. EDN: WKVYMO.
  26. Охотский Е.В., Фролов С.С. Качество целеполагания — базовое условие эффективного государственного управления // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2020. № 1. С. 21–42. EDN: PAKPOZ.
  27. Пекарникова М.Е., Полонский А.Б. Анализ реалистичности достижения основной цели Парижского соглашения при существующей системе правового регулирования и контроля за антропогенными выбросами парниковых газов // Фундаментальная и прикладная климатология. 2022. № 2. С. 190–208. DOI: 10.21513/2410/8758-2022-2-190-208.
  28. Пивоварова О.В. 2.2. Анализ реализации и оценка эффективности государственных программ Российской Федерации как условие обеспечения результативности в сфере управления государственным имуществом // Развитие России в новой реальности: состояние и перспективы: монография / Е.В. Суханов, Е.А. Милованов, В.Н. Немиров, Ю.А. Солодовник, А.В. Графов, Т.И. Либерман, О.В. Пивоварова, Е.Ю. Коротаева, Н.А. Маркина, Е.С. Татаринова, Л.Я. Аврашков, Г.Ф. Графова, С.А. Шахватова. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС; Воронежский государственный педагогический университет, 2017. EDN: YOFLAD.
  29. Порфирьев Б.Н., Лексин В.Н. 2.5. Концептуально-методологические основы целеполагания в системе государственного программно-целевого управления комплексным развитием арктической зоны Российской Федерации // Арктическое пространство России в XXI веке: факторы развития, организация управления / под ред. акад. В.В. Ивантера. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Издательский Дом «Наука». 2016. С. 149–151. EDN: XWNDLH.
  30. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1961. https://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/III_program_ KPSS.htm (дата обращения: 20.11.2024).
  31. Репина Е.Г. Малое и среднее предпринимательство России: статистическая оценка достижения целевых индикаторов национального проекта // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2022. № 1 (207). С. 55–64. DOI: 10.46554/1993-0453-2022-1-207-55-64. EDN: MBRTLM.
  32. Струмилин С.Г. На путях построения коммунизма / В кн.: Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. М.: Издательство экономической литературы. 1961. С. 289–368.
  33. Сухарев О.С. Вопросы стратегии развития России // Федерализм. 2016. № 1. С. 133–154. EDN: VUDWQR.
  34. Тамбовцев В. Л., Рождественская И. А. Теория стратегического планирования: институциональный подход // Terra Economicus. 2020. № 2. С. 22–48. DOI: 10.18522/2073-6606-2020-18-2-22-48.
  35. Теории и методы исследований государственного управления: современные тенденции (Круглый стол НИУ ВШЭ, 22 апреля 2024 г.) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 3. С. 7–38. EDN: EMGUBK.
  36. Фишман Л.И., Иванов М.Ю. Стратегии социально-экономического развития муниципальных образований: опыт анализа // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2018. № 9. С. 71–78. EDN: VRZLLK.
  37. Фрумина С.В. О государственных программах, стимулирующих развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 7. С. 98–107. EDN: WXMKWP.
  38. Шайбакова Л.Ф., Ведерникова Е.А. Прогнозные оценки достижимости стратегических индикаторов долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // e-FORUM. 2020. № 2 (11). EDN: GVBRNM.
  39. Шапагатова Б.С. Риски национального фонда: что мешает фонду достичь своих целей? // Вестник университета «Туран». 2014. № 3. С. 153–158. EDN: XCDDUX.
  40. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. № 1. С. 4–15. EDN: TKAUGT.
  41. Bryson J.M., George B., Seo D. Understanding goal formation in strategic public management: a proposed theoretical framework // Public Management Review. 2022, August. DOI: 10.1080/14719037.2022.2103173.
  42. Doran G.T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70. No. 11. Pp. 35–36.
  43. Hofstad H., Millstein M., Tønnesen A., Vedeld T., Hansen K.B. The role of goal-setting in urban climate governance // Earth System Governance. No. 7. Pp. 1–10.
  44. Latham G., Borgogni L., Petitta L. Goal Setting and Performance Management in the Public Sector. //International Public Management Journal. Vol. 11 (4). Pp. 385–403. DOI: 10.1080/10967490802491087.
  45. Pitkänen E. Goal Programming and Operational Objectives in Public Administration // The Swedish Journal of Economics. No. 3. Pp. 207–214.

Дата поступления рукописи: 11.01.2025 г.

 

Для цитирования:

Братченко С.А. Целеполагание в государственном управлении: вопросы достижимости, релевантности и согласованности целей // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2025. № 1. С. 24-46. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2025_1_24_46 EDN: DTMBLL

  Лицензия Creative Commons 4.0