Вестник Института экономики № 4/2024. Вопросы экономической теории.

Белоусов Юрий Викторович

кандидат экономических наук, руководитель Центра мониторинга открытости бюджетов ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», Москва, Россия

ORCID: 0000-0002-6901-1985

 

Тимофеева Ольга Ивановна

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра мониторинга открытости бюджетов ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации», доцент Кафедры общественных финансов ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

ORCID: 0000-0001-9255-4753

 

ОТКРЫТОСТЬ БЮДЖЕТА В СОВРЕМЕННЫХ КОНЦЕПЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Размер файла 7-25   
Количество просмотров 104   
Размер файла 355.45 KB   

Открытость бюджета – новое явление в государственном управлении и в социально-экономической жизни общества, которое появилось благодаря развитию информационных технологий. Мониторинг открытости показывает существенное неравенство в уровне прозрачности бюджета в разных странах. В статье рассматривается роль и место бюджетной открытости в современных концепциях государственного управления, таких как концепция М. Вебера (Weberian), Новый государственный менеджмент (New Public Management) и Хорошее управление (Good Governance). В работе выявлены особенности реализации механизмов бюджетной открытости в рассматриваемых концепциях государственного управления и их причины. Также сформулированы предложения по повышению открытости бюджетов. Перспективными направлениями исследований представляется разработка механизмов, позволяющих повысить экономическую эффективность управления общественными финансами за счет открытости бюджетов.

Ключевые слова: открытый (прозрачный) бюджет, общественные финансы, участие граждан в управлении общественными финансами, веберовская концепция, новый государственный менеджмент, хорошее управление, новое государственное управление, эффективность управления общественными финансами.

УДК: 336.11

EDN: CQDMOV

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_4_7_25

 

Литература

  1. Hood C. Accountability and Transparency: Siamese Twins, Matching Parts, Awkward Couple? // West European Politics. 2010. Vol. 33. No. 5. P. 989–1009. DOI: 10.1080/01402382.2010.486122.
  2. Montes G.C., Luna P.H. Fiscal transparency, legal system and perception of the control on co rruption: empirical evidence from panel data // Empirical Economics. 2021. Vol. 60. No. 4. Pр. 2005–2037. DOI: 10.1007/s00181-020-01849-9.
  3. Bastida F., Benito B. Central government budget practices and transparency: An international comparison // Public Administration. 2007. Vol. 85. No. 3. Pр. 667–716. DOI: 10.1111/j.1467-9299.2007.00664.x.
  4. Cuadrado-Ballesteros B., Bisogno M. Budget transparency and financial sustainability // Journal of Public Budgeting, Accounting & Financial Management. 2022. Vol. 34. No. 6. Pр. 210–234. DOI: 10.1108/JPBAFM-02-2022-0025.
  5. Wallis J., Gregory R. Leadership, Accountability and Public Value: Resolving a Problem in “New Governance”? // International Journal of Public Administration. 2009. Vol. 32. 3–4. Pр. 250–273. DOI: 10.1080/01900690902732608.
  6. Rhodes R.A.W. Network Governance and the Differentiated Polity. Oxford: Oxford University Press, 2017.
  7. Denhardt R.B., Denhardt J.V. The New Public Service: Serving Rather Than Steering // Public Administration Review. 2000. Vol. 60. No. 6. Pр. 549–559. DOI: 10.1111/0033-3352.00117.
  8. Jessop B. Capitalism and Its Future: Remarks on Regulation, Government and Governance // Review of International Political Economy. Vol. 4. No. 3. Pр. 561–581. DOI: 10.1080/096922997347751.
  9. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии / В 4-х томах. Т. 1. Социология. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2021.
  10. Belousov Y., Timofeeva O. Methodological Aspects of Compiling Open Budget Rankings // Financial Journal. 2021. Vol. 13. No. 4. Pр. 122–138. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-4-122-138.
  11. Pollitt C., Bouckaert G. Public Management Reform: A Comparative Analysis – Into the Age of Austerity. 4th Edition. Oxford: Oxford University Press, 2017.
  12. Hood C.A. Public Management for all Seasons? // Public Administration. 1991. Vol. 69. 1. Pр. 3–19. DOI: 10.1111/j.1467-9299.1991.tb00779.x.
  13. Pollitt C. Justification by Works or by Faith?: Evaluating the New Public Management // Evaluation. 1995. No. 1 (2). Pр. 133–154. DOI: 10.1177/135638909500100202.
  14. Osborne D., Gaebler T. Reinventing Government: How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. 1993. New York: Penguin.
  15. Lapuente V., Van de Walle S. The effects of new public management on the quality of public services // Governance. 2020. Vol. 33. No. 3. Pр. 461–475. DOI: 10.1111/gove.12502.
  16. Оболонский А.В. Бюрократия в поисках новой модели (эволюция теории и практики государственного управления в последние десятилетия) // Общественные науки и современность. 2014. № 3. С. 5–22. EDN: SHFLOJ.
  17. Сморгунов Л.В. Современные тенденции в государственном управлении: от нового государственного менеджмента к управлению публичной политикой // Политическая наука. 2022. № 3. С. 100–121. DOI: 10.31249/poln/2022.03.05.
  18. Dunleavy P., Margetts H., Bastow S., Tinkler J. New Public Management Is Dead—Long Live Digital-Era Governance // Journal of Public Administration Research and Theory. 2006. Vol. 16. No. 3. Pр. 467–494. DOI:10.1093/jopart/mui057.
  19. Братченко С.А. Качество государственного управления: содержание понятия // Вестник Института экономики Российской академии наук. № 6. С. 80–94. DOI: 10.24411/2073-6487-2020-10071.
  20. Hood C. The Art of the State: Culture, Rhetoric, and Public Management. Oxford, Clarendon Press, 1998.
  21. Argynades D. Good Governance. Professionalism, Ethics and Responsibility // International Review of Administrative Sciences. No. 72 (2). Pр. 155–170. DOI: 10.1177/0020852306064607.
  22. Понкин И.В. О понятии и концепте «Хорошего управления» («Good Governance») // Государственная служба. 2013. No. 4 (84). С. 39–42. EDN: RSDQPF.
  23. Budget Transparency Toolkit: Practical Steps for Supporting Openness, Integrity and Accountability in Public Financial Management. Paris: OECD, 2017.
  24. The Power of Making It Simple: A Government Guide to Developing Citizens Budgets. [S.]: The International Budget Partnership, 2006.
  25. Folscher A. Budget transparency. New frontiers in transparency and accountability. London: Open Society Foundation, 2010.
  26. Jung H. Online Open Budget: The Effects of Budget Transparency on Budget Efficiency // Public Finance Review. 2022. Vol. 50. No. 1. Pр. 91–119. DOI: 10.1177/10911421221093412.
  27. Tormey S. The Contemporary Crisis of Representative Democracy // Democratic Theory. 2014. Vol. 1. No. 2. Pр. 104–112. DOI: 10.3167/dt.2014.010211.
  28. Innerarity D. Politics in the Times of Indignation. The Crisis of Representative Democracy. [S.]: Bloomsbury Publishing, 2011.
  29. De Renzio P., Lakin J. Reframing Public Finance. Promoting Justice, Democracy, and Human Rights in Government Budgets. [S.]: The International Budget Partnership, 2019.
  30. Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163–194. EDN: WMQQAN.
  31. Красильников Д.Г., Сивинцева О.В., Троицкая Е.А. Современные западные управленческие модели: синтез New Public Management и Good Government // Ars Administrandi. № 2. С. 45–62. EDN: SLJNWL.

Дата поступления рукописи: 27.06.2024 г.

Для цитирования:

Белоусов Ю.В., Тимофеева О.И. Открытость бюджета в современных концепциях государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 4. С. 7-25. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_4_7_25 EDN: CQDMOV

  Лицензия Creative Commons 4.0