Вестник Института экономики № 6/2025. Экономика и управление.
Музычук Валентина Юрьевна
доктор экономических наук, доцент, зам. директора по научной работе ФГБУН Институт экономики РАН; главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, Москва, Россия
ORCID: 0009-0008-7902-7228
ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на отдельных институциональных вызовах анонсированной в России долгосрочной государственной программы сохранения культурного наследия до 2045 г. В работе предпринята попытка разобраться в трех ключевых вопросах: 1) каковы номинальные и реальные цели долгосрочной государственной программы сохранения культурного наследия; 2) какие риски для сферы сохранения наследия, а также общества в целом может содержать долгосрочная государственная программа сохранения культурного наследия, оператором которой выступает государственная коммерческая организация – финансовый институт развития в жилищной сфере ДОМ.РФ; 3) каковы основные финансовые механизмы реализации долгосрочной государственной программы сохранения культурного наследия, и насколько они приемлемы в условиях текущей экономической конъюнктуры. Ответы на эти вопросы позволят определить основные векторы государственной политики по разработке долгосрочной программы сохранения культурного наследия и ее дальнейшей реализации.
Ключевые слова: культурное наследие, сохранение культурного наследия, экономика культуры, культурная политика, сфера культуры, система управления культурным наследием, государственная программа сохранения культурного наследия.
УДК: 338.46, 351.853.1
EDN: MIYAFG
DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2025_6_47_71
Литература
- Михайлов К. Сильная идея. Президент России Владимир Путин одобрил фактически новый национальный проект по культурному наследию // Охраняется государством. 2024. № 1. С. 4–9.
- Льготный процент и новые программы. Министр культуры РФ Ольга Любимова доложила Президенту РФ Владимиру Путину о работе по сохранению культурного наследия // Охраняется государством. 2023. № 4. С. 4–5.
- Черняева Т. Секреты упрощения. Законодательство о культурном наследии должно быть одновременно гибким и жестким. // Охраняется государством. 2024. № 4. С. 50–55.
- Насонов В. «ДОМ.РФ: открытость, прозрачность, каналы взаимодействия с инвесторами» // Охраняется государством. 2024. № 3. С. 10–17.
- Бородаев Ю. Наша работа – эффективное вовлечение объектов культурного назначения в хозяйственный оборот // Охраняется государством. 2025. № 3. С. 8–13.
- Ойнас Д. Наследие должно работать, тогда оно сохранится // Охраняется государством. 2025. № 1. С. 26–29.
- Актуальные проблемы экономики культурного наследия / Под ред. А.Я. Рубинштейна. М.: Государственный институт искусствознания. 2016.
- Музычук В.Ю. Наследие. Национальный план // Охраняется государством. 2024. № 1. С. 15–23.
- Rypkema D. Heritage Conservation and the Local Economy // Global Urban Development Magazine. 2008. Vol. 4 (1). https://www.globalurban.org/GUDMag08Vol4Iss1/Rypkema%20PDF.pdf
Дата поступления рукописи: 09.10.2025 г.
Дата принятия к публикации: 18.11.2025 г.
Для цитирования:
Музычук В.Ю. Долгосрочная программа сохранения культурного наследия в России через призму институциональных вызовов // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2025. № 6. С. 47-71. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2025_6_47_71 EDN: MIYAFG
Лицензия Creative Commons 4.0



47-71
13
365.69 KB






