Вестник Института экономики № 4/2022. Экономика и управление.

С.А. Братченко

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра исследования проблем государственного управления ФГБУН Институт экономики Российской академии наук

РОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Размер файла 77-103   
Количество просмотров 163   
Размер файла 528.47 KB   

Аннотация

В практике государственного управления критерием успешности управления обычно выступает результативность - достижение плановых значений некоторого набора индикаторов, которые принято рассматривать как цель управления. Однако плановые значения индикаторов (операционные цели управления) сами являются результатом принятия некоторого управленческого решения и, как показывает практика, такое решение может оказаться неоптимальным или даже ошибочным (и в результате достижения целевых значений индикаторов ситуация может не улучшиться, а даже ухудшиться, а поставленная задача или существующая проблема окажутся нерешенными). Показано, что критерием качества управленческих решений выступают стратегические (качественные долгосрочные) цели управления при условии их соответствия целям (предназначению) организации или института. На примере управления государственными программами (и, в частности, автомобилестроением - в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») проиллюстрировано, каким образом из-за низкого качества управленческих решений в государственном управлении получается так, что реализация государственных программ признается высокоэффективной, а российское автомобилестроение (особенно легковое) остается не только неразвитым и практически не конкурентоспособным, но и, как показала ситуация последних месяцев, почти нежизнеспособным.

Ключевые слова: принятие решения, исполнение решения, качество управленческого решения, цель и предназначение организации, стратегическая цель, операционная цель, качество государственного управления, результативность управления, государственная программа.

JEL: D21, D78, H11, L2, L3.

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_4_77_103

Литература

  1. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения социально-экономического развития России // Экономическое возрождение России. 2021. №3. С. 25–30.
  2. Кожевина О.В. Оценка качества управления непубличными компаниями с государственным участием // Управленческие науки в современном мире. 2016. №2. С. 4–8.
  3. Мау В.А. и др. Государственное управление: в поисках результативности: сб. науч. статей (под науч. ред. В. А. Мау и С. Е. Нарышкина). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016.
  4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело. 1992.
  5. Дафт Р. Менеджмент. СПб.: Питер, 2006.
  6. Друкер П.Ф. Менеджмент. М.: ИД «Вильямс». 2010.
  7. Черных С.И. Процесс принятия и реализации управленческих решений государства: теория и практика // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2022. № 2. С. 94–110.
  8. Литвак Б.Г. Управленческие решения. Практикум. М.: Московская Финансово-промышленная академия, 2012.
  9. Новиков Д.А. Методология управления. М.: Либроком, 2011.
  10. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарика, 1998.
  11. Братченко С.А. Методологические подходы к определению цели управления предприятием // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 4. С. 63–78.
  12. Казанцев С.В. О стратегическом целеполагании // Страховое дело. 2020. № 7. С. 16–24.
  13. Doran G. T. There’s a S.M.A.R.T. way to write management goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70. No. 11. Рр. 35–36.
  14. Козлова С.В. Развитие земельно-имущественных отношений в городах. М.: Наука, 2007.
  15. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М. 1999.
  16. Шесть лет реформы Российской академии наук: результаты и перспективы преобразований. Краткий аналитический отчет по результатам опроса академиков, членов-корреспондентов и профессоров РАН. М.: РАН. 2019.
  17. Тамбовцев В.Л. Внутриорганизационная причина cтратегических ошибок / История управленческой мысли и бизнеса: От стратагем к стратегиям, от стратегического планирования к стратегическому мышлению и озарению. XIV Международная конференция; Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, Экономический факультет, 1–3 июля 2013 г.: Материалы конференции / Под ред. В.И. Маршева. М.: АПК и ППРО. 2013. С. 155–161.
  18. Kiechel W. Corporate Strategists under Fire // Fortune. 27 December 1982. P. 38.
  19. Carroll P. and Mui C. Billion Dollars Lessons: What You Can Learn from the Most Inexcusable Business Failures of the Last 25 Years. New York: Portfolio, 2011.
  20. Charan R. and Colvin G. Why CEO’s fail // Fortune. 21 June, 1999.
  21. Hoffman R., McRobert A. Corporate Collapse. An Early Warning System for Leaders, Investors and Suppliers. New York: McGraw-Hill, 1999.
  22. Олсон М. Диктатура, демократия и развитие // Экономическая политика. 2010. №1. С. 167–183.
  23. Братченко С.А. К вопросу об управлении государственными программами (на примере государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 3. С. 88–108.

Дата поступления рукописи: 03.08.2022 г.

Для цитирования:

Братченко С.А. Роль качества управленческих решений в обеспечении качества государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 4. С. 77-103. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_4_77_103

  Лицензия Creative Commons 4.0