Вестник Института экономики № 2/2023. Мировая экономика.

Сидоров Алексей Александрович

кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева МГИМО МИД России, Москва, Россия

ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ФАКТОРЫ

Размер файла 86-107   
Количество просмотров 234   
Размер файла 479.56 KB   

Аннотация

В статье анализируется понятие «доступ на внешние рынки» и теоретические подходы к исследованию этой категории. Разграничиваются понятия «доступ на внешние рынки» и «поддержка экспорта». Представлена система факторов, определяющих доступ на внешние рынки. Выделены факторы общего порядка, а также обусловленные состоянием общехозяйственной и товарной конъюнктуры факторы I и II порядка. Факторы I порядка непосредственно связаны с внешнеторговой политикой, факторы II порядка – с иными видами экономической политики. Определены современные тенденции указанных групп факторов и их значимость для России. Отдельно проанализировано влияние экономической интеграции на формирование условий доступа на рынок. В зависимости от стадии экономической интеграции отслеживается степень интегрированности групп факторов доступа на рынок, а также уровень их преимущественного формирования (национальный либо наднациональный).

Ключевые слова: доступ на внешние рынки, преференциальные торговые соглашения, экономическая политика, внешнеторговая политика, тарифные барьеры, нетарифные барьеры, промышленная политика, национальная безопасность, защита окружающей среды, экономическая интеграция.

УДК: 339.5, 339.98

EDN: SGBXYX

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_2_86_107

Литература

  1. Глобальное экономическое регулирование / Под ред. В.Н. Зуева. М.: Магистр, 2014.
  2. Киреенко Н.В. Методические подходы к классификации требований по доступу сельскохозяйственной продукции на рынки, используемые в мировой практике // Аграрная экономика. 2022. № 4 (323). С. 63–79.
  3. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
  4. Костюхин Д.И. Конъюнктура мирового капиталистического хозяйства. М.: Международные отношения, 1973.
  5. Мировая экономика и международные экономические отношения / Под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2021.
  6. Никишина В.О. Управление доступом российских товаров на рынки зарубежных государств в современных условиях: дис…. канд. экон. наук. М.: МИРБИС, 2006.
  7. Пискулова Н.А. Экология и глобализация. М.: МГИМО-Университет, 2010.
  8. Правила ВТО и основы торговой политики. М.: Международные отношения, 2017.
  9. Промышленная политика / Под ред. А.С. Булатова. М.: КНОРУС, 2020.
  10. Сидоров А.А. Особенности современного протекционизма США и ЕС в отношении России // Вестник МГИМО-Университета. 2022. № 4. С. 81–101.
  11. Сидоров А.А. Теоретические предпосылки формирования общехозяйственной конъюнктуры интеграционных объединений // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2015. № 3. С. 152–165.
  12. Спартак А.Н., Французов В.В., Хохлов А.В. Мировой экспорт: тенденции и перспективы развития, системы поддержки. М.: ВАВТ, 2015.
  13. Торговая политика и значение вступления в ВТО для развития России и стран СНГ / Под ред. Д.Г. Тарра. М.: Весь мир, 2006.
  14. Ушкалова Д.И. Внешняя торговля России в новых условиях // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 1. С. 199–207.
  15. Шифф М., Уинтерс Л.А. Региональная интеграция и развитие. М.: Весь мир, 2005.
  16. A World Trade Organization for the 21st Century. The Asian Perspective. Ed. By R. Baldwin, M. Kawai, G. Wignaraja. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar, 2014.
  17. Carrère C., De Melo J., Tumurchudur B. Disentangling Market Access Effects for ASEAN Members under an ASEAN-EU FTA. October 2008. https://www.dagliano.unimi.it/media/wp2008_259.pdf.
  18. Estevadeordal A., Shearer M., Suominen K. Market Access Provisions in Regional Trade Agreements. Inter-American Development Bank, 2008.
  19. Fugazza M., Nicita A. Measuring Preferential Market Access. September 2011. https://core.ac.uk/download/pdf/211603299.pdf.
  20. Fugazza M., Nicita A. On the importance of market access for trade // New York and Geneva: United Nations, 2011.
  21. Fugazza M., Nicita A. The Value of Preferential Market Access. June 2010. https://www.wto.org/english/res_e/reser_e/gtdw_e/wkshop10_e/nicita_e.pdf.
  22. International classification of non-tariff measures. 2019 version. Geneva: UNCTAD, 2019.
  23. Snell J. The Notion of Market Access: A Concept or a Slogan? // Common Market Law Review. 2010. Vol. 47. Iss. 2. Pp. 437–472.
  24. Summary of the discussions on Market Access. 2002, April 29. WTO Secretariat. https://www.wto.org/english/tratop_e/dda_e/summary_report_market_access.doc.
  25. Trading into Sustainable Development: Trade, Market Access, and the Sustainable Development Goals. Geneva: United Nations, 2016.
  26. World Tariff Profiles 2022. Geneva: World Trade Organisation, 2022.
  27. World Trade Report 2012. Trade and public policies: A closer look at non-tariff measures in the 21st century. Geneva: World Trade Organisation, 2012.

Дата поступления рукописи: 01.03.2023 г.

Для цитирования:

Сидоров А.А. Доступ на внешние рынки: теоретический подход и факторы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. С. 86-107. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_2_86_107 EDN: SGBXYX

  Лицензия Creative Commons 4.0