Вестник Института экономики № 1/2022. Экономика и управление.

Е.М. Бухвальд

доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель Центра федеративных отношений и регионального развития ФГБУН Институт экономики РАН

«ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ»: НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Размер файла 32-49   
Количество просмотров 242   
Размер файла 321.32 KB   

Аннотация

В статье предпринята попытка проанализировать ряд основных положений принятого в ноябре 2021 г. документа «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования». Исходной посылкой его подготовки стало намерение восполнить те очевидные пробелы и неясности, изначально обозначившиеся в федеральном законе № 172 –ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Принятию «Основ государственной политики в сфере стратегического планирования» предшествовала большая работа целого ряда научных коллективов и экспертного сообщества в целом. Однако, как показано в статье, итоговый вариант этого документа существенно разошелся с предварительными наработками: он имеет не только расхождения с федеральным законом № 172-ФЗ, в т. ч. по ряду значимых позиций, но, главное, не формирует четких представлений о его целевой функции, о том, что конкретно он должен уточнить или чем дополнить практику стратегического планирования в стране.

Ключевые слова: «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования», стратегическое планирование, правовое регулирование, федеральный, региональный и муниципальной уровни стратегического планирования.

JEL: Н79, О18, R11

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_1_32_49

Литература

  1. Афиногенов Д.А., Назаров В.П. О некоторых неотложных задачах по совершенствованию государственной политики в области стратегического планирования // Власть. 2020. Т. 28. № 2. С. 16–26.
  2. Бухвальд Е.М. Стратегическое планирование в России: в тупике или на перепутье? // ЭТАП: Экономическая теория. Анализ. Практика. 2019. № 5. С. 29–45.
  3. Бухвальд Е.М. Безопасность и целеполагание в системе стратегического планирования // Экономическая наука современной России. 2021. № 1 (92). С. 146–154.
  4. Васильев В.И. Местное самоуправление: закон четвертый // Журнал российского права. 2004. № 1 (85). С. 5–14.
  5. Вертакова Ю.В. Развитие системы индикативного и стратегического планирования при реализации государственной экономической политики на всех уровнях управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 4 (25). С. 30–56.
  6. Глазунова И.В. Стратегическое планирование как метод административно-правового регулирования // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 8. С. 143–151.
  7. Домаков В.В., Матвеев В.В. Философские коллизии «стратегического планирования» и его правового обслуживания // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2020. № 2 (30). С. 17–28.
  8. Емельянов А.С. Мониторинг и контроль в механизме стратегического планирования // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 8. С. 61–75.
  9. Лаврентьев А.Р. О системе документов стратегического планирования в современной России./ В сб.: Государство и право в изменяющемся мире: национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации. Нижний Новгород. 2020. С. 229–249.
  10. Ленчук Е.Б. Стратегическое планирование как инструмент ускорения социально-экономического развития России // Экономическое возрождение России 2021. № 3 (69). С. 25–30.
  11. Маркова Е.С., Кузнецов М.М. Оценка инструментов стратегического планирования в условиях пандемии // Инновационная экономика и право. 2021. № 1 (16). С. 62–68.
  12. Мирошников С.Н. О реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении я в Российской Федерации» // Местное самоуправление в Российской Федерации. 2007. № 3. С. 4–8.
  13. Парфенов Д.А. Перспективы реализации системы стратегического планирования в современной России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 4. С. 6–11.
  14. Самыгин Д.Ю. Сущность и значение стратегического планирования в решении национальных задач // Финансовый бизнес. 2021. № 4 (214). С. 172–177.
  15. Смирнова О.О. Контуры трансформации стратегического планирования в России: от документов к стратегическому управлению // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2020. Т. 11. № 2. С. 148–161.
  16. Смирнова О.О. Стратегическое индикативное планирование: принципы и возможности применения // Инновации. 2020. № 6 (260). С. 17–21.
  17. Суханова Д.Е. Стратегическое планирование в Российской Федерации: понятие, сущность и проблемы реализации. / В сб.: Развитие системы стратегического планирования в Российской Федерации. Орел: Среднерусский институт управления. 2020. С. 145–149.
  18. Чмышенко Е.Г., Чмышенко Е.В. Современные проблемы стратегического планирования в российской экономике // Экономические науки. 2020. № 184. С. 123–127.
  19. Щукина Т.В. Форма стратегического планирования российской экономики – государственно частное партнерство: к вопросу правового регулирования // Вопросы экономики и права. 2021. № 153. С. 27–32.
  20. Barker, T.S., Smith, H.W. Strategic planning: Evolution of a model // Innovative Higher Education. 1997. No. 21. Рp. 287–306.
  21. Sutherland J.W. Structured Strategic Contingency Planning. In: Towards a Strategic Management and Decision Technology. Springer. Dordrecht. 1989. Рp. 83–126.

Дата поступления рукописи: 13.12.2021 г.

 

Для цитирования:

Бухвальд Е.М. «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования»: нерешенные проблемы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 1. С. 32-49. DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2022_1_32_49

  Лицензия Creative Commons 4.0