Вестник Института экономики № 2/2023. Экономика и управление.
Бухвальд Евгений Моисеевич
доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития ФГБУН Институт экономики РАН, Москва, Россия
ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ВОЗМОЖЕН ЛИ НОВЫЙ ЭТАП?
Аннотация
Федеративные отношения представляют собой одну из ключевых особенностей институциональной структуры государства в современной России, наиболее значимое «обрамление» ее экономического пространства и основу вертикали публичной власти в стране. Не случайно преобразования в сфере федеративных отношений непосредственно затрагивают все стороны экономических, социальных и иных процессов в России. При этом, как показывает опыт последних десятилетий, их воздействие может иметь как позитивный, так и негативный характер. Здесь все зависит от «качества» реформ, а именно от их социально-политической и экономической обоснованности, четкости целеполагания, объективного мониторинга и оценки итоговых результатов. К сожалению, российские институциональные реформы во многом этими качественными признаками не обладают. Чаще всего подобные реформы видятся недостаточно мотивированными, лишенными четкого целеполагания и развернутой оценки фактически достигаемых результатов. К тому же, как показывает практика, такие реформы не завершаются по мере достижения поставленных перед ними целей, а чаще всего как бы просто «уходят в песок». Это дает основания для того, чтобы не только еще раз оценить уже сделанное по реформированию федеративных отношений, но и рассмотреть дальнейшие шаги в этом направлении, включая необходимые и возможные преобразования, а также их потенциальное воздействие на пространственную структуру России и структуру ее экономики.
Ключевые слова: федеративные отношения, федеративная реформа, субъекты Федерации, стратегирование пространственного развития.
УДК: 332.14, 342.24
EDN: PYJTYM
DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_2_34_49
Литература
- Бекбосынов М.Б. Политика укрупнения субъектов Российской Федерации // Этносоциум и межнациональная культура. 2011. № 9 (41). С. 154–161.
- Бухвальд Е.М. Федеральные территории как новация политики пространственного развития в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2021. № 3 (157). С. 44–47.
- Владыко И.Ю. Макрорегион как элемент стратегического пространственного управления региональной экономикой // Регион: системы, экономика, управление. 2022. № 3 (58). С. 10–19.
- Гуляков А.Д. Высокоцентрализованный федерализм в Индии // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2017. № 3 (43). С. 5–16.
- Давыдов Д.В. Асимметрия территориальной системы как предпосылка объединения регионов в процессе развития российского федерализма // Теории и проблемы политических исследований. 2022. Т. 11. № 4-1. С. 71–76.
- Даутмерзаев А.З. Политика укрупнения и разукрупнения субъектов Федерации: опыт ФРГ и США // Вестник Российской нации. 2011. № 1–2 (15–16). С. 238–243.
- Иванова Е.Л., Праскова С.В. Новации в законодательном регулировании порядка укрупнения субъектов Российской Федерации как предмет правовой экспертизы // Вестник Института законодательства и правовой информации им. М.М.Сперанского. 2011. № 1 (10). С. 39–47.
- Забанова М.Ю. Укрупнение России. Опыт 2020 // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 9 (113). С. 12.
- Заметина Т.В. Конституционно-правовое регулирование территориального устройства России: проблемы и перспективы реализации. В сб.: VII Уральский форум конституционалистов. Екатеринбург. 2022. С. 33–39.
- Карапетян М.Г. Механизм реализации правовой политики в сфере укрупнения субъектов Российской Федерации // Юридическая мысль. 2009. № 2 (52). С. 33–36.
- Коломейцева Т.А. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 42–46.
- Лексин И.В. Современные реформы и федеративное устройство России. Вестник Московского университета. Сер. 21: Управление (государство и общество). 2008. № 4. С. 37–50.
- Объединение регионов Российской Федерации: за и против. Доклад. (Артоболевский С. и др.). Москва: Институт современного развития. 2010.
- Саламов Р.Р. Федерализм в Бразилии: характеристики и особенности // Сибирский международный. 2018. № 20. С. 164–169.
- Сардарян Г.Т. Конституционная реформа 2001 года в Италии в контексте перехода от сложного унитарного государства к федеративному // Право и управление. XXI век. 2013. № 2 (27). С. 122–129.
- Смирнова О.О., Белявская-Плотник Л.А., Сорокина Н.Ю. Научно обоснованная модель укрупнения регионов в целях обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития Российской Федерации // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 4 (32). С. 492–504.
- Сниткин Н.Е. Анализ правовых коллизий практики укрупнения субъектов Российской Федерации (на примере создания Пермского края) // Вестник современных исследований. 2018. № 5.2 (20). С. 533–535.
- Фойгель Е.И., Небратенко Г.Г., Смирнова И.Г. Перспективная модель государственного устройства «симметричная федерация» в контексте обеспечения национальной безопасности России // Lex Russica (Русский закон). 2020. Т. 73. С. 9 (166). С. 39–48.
- Чеглакова О.Л. Политические и социально-экономические предпосылки укрупнения субъектов Российской Федерации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2009. № 3 (97). С. 121–126.
- Черепанов В. Федеративная реформа в России // Федерализм. 2005. № 3 (39). С. 95–115.
- Чурсин Д.В. Перспективы укрупнения субъектов Российской Федерации // Инновационная экономика и право. 2019. № 1 (13). С. 63–69.
- Шкварок В.М., Шумилин О.В. Понятие мегаполиса в контексте укрупнения субъектов Российской Федерации // Мир экономики и права. 2015. № 7. С. 35–41.
Дата поступления рукописи: 20.02.2023 г.
Для цитирования:
Бухвальд Е.М. Федеративная реформа: возможен ли новый этап? // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. С. 34-49. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2023_2_34_49 EDN: PYJTYM