Вестник Института экономики № 1/2024. Экономика и управление.

Дмитриченко Лилия Ивановна

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической теории ФГБОУ ВО «Донецкий государственный университет», Донецк, Россия

ORCID: 0000-0001-6956-8524

 

Аванесова Инэсса Борисовна

кандидат экономических наук, доцент кафедры общей экономической теории Московской школы экономики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия

ORCID: 0009-0005-6743-2259

 

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА

Размер файла 65-86   
Количество просмотров 81   
Размер файла 358.4 KB   

В статье исследована проблема социальной ответственности государства за развитие науки и образования в стране. Проанализированы различные модели университетов, в том числе существующие в настоящее время, а также концептуальные подходы к оценке роли и значения современного образования и науки в России и в разных странах. Отражено реальное состояние сферы российской науки, сложившееся в результате либеральных реформ, проанализирована динамика расходов на научные исследования в России и в развитых странах мира. Сформулированы проблемы и противоречия в развитии науки и образования в РФ. Дан критический анализ современной концепции политики государства в сфере образования в России, которая активно внедряется в научно-образовательную практику в нашей стране. Сделан вывод о необходимости повысить роль государственного управления развитием науки и образования в РФ, в том числе за счет проведения активной стимулирующей политики в сфере научной и образовательной деятельности.

Ключевые слова: государство, наука и образование, национальные интересы, социальная ответственность, фундаментальность образования, человеческий капитал.

УДК: 330, 378, 341.2

EDN: JRAIAE

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_1_65_86

 

Литература

  1. Андреев А. «Национальная модель» университетского образования: возникновение и развитие. // Высшее образование в России. 2005. №1. С. 156–169.
  2. Гумбольдтовская модель высшего образования. Humboldtian model of higher education (wordpress.com) wikipedia.org/wiki/Humboldtian_modelof_higher_education (дата обращения: 11.11.2023).
  3. Типология университетов, модели и инструменты организационного развития: препринт [Электронный ресурс] / под ред. В.С. Ефимова. – Электрон. дан. (716 Kb). Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2018. https://elib-sfu-kras.ru/handle/2311/144704 (дата обращения: 12.11.2023).
  4. Носонов А.М. Факторы формирования предпринимательских университетов в России // Современные проблемы науки и образования. № 4. С. 30. EDN: EMLLBU, DOI: 10.17513/spno.29978.
  5. Формирование системы непрерывного бизнес-образования в России: теория и практика: моногр / Рос.экон. ун-т им. Г.В. Плеханова / Под науч. ред. В.И. Гришина. М.: Изд. РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.
  6. Захаров Н.И. Поведенческая экономика, или почему в России хотим как лучше, а получается как всегда: моногр. / Н.И. Захаров. М.: ИНФРА-М, 2018.
  7. Стукалова И.Б. Финансовое обеспечение конкурентоспособности российских вузов: моногр. / И.Б. Стукалова [и др.]. М.: Русайнс, 2018.
  8. Непрерывное профессиональное образование как базовый фактор формирования человеческих ресурсов: состояние, проблемы, пути развития: моногр. / РЭУ им. Г.В. Плеханова; В.М. Зуев [и др.]. М.: Изд. РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018.
  9. Инновационные интегрированные структуры образования, науки и бизнеса: моногр. / Под ред. А.В. Рождественского. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2017.
  10. В поисках новых моделей финансового рынка и образовательной деятельности: моногр. / А.В. Быцкевич, Э.Г. Дадян / под ред. Э.Г. Дадян. Фин. ун-т при Правительстве Российской Федерации. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018.
  11. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической деятельности: моногр. / С.Д. Резник, С.Н. Макарова, Е.С. Джевицкая / под общ. ред. С.Д. Резник. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2017.
  12. Российская молодежь на рынке труда: экономическая активность и проблемы трудоустройства в мегаполисе: моногр. / под науч. ред. В.Н. Бобкова, А.А. Литвинюк. М.: Русайнс, 2018.
  13. Струмилин С. Г. Хозяйственное значение народного образования / С.Г. Струмилин. М.–Л.: Экономическая жизнь, 1924.
  14. Управление знаниями в корпорациях / Б.З. Мильнер [и др.] / под ред. Б.З. Мильнера. М.: Дело, 2006.

Дата поступления рукописи: 10.01.2024 г.

 

Для цитирования:

Дмитриченко Л.И., Аванесова И.Б. Наука и образование как объект социальной ответственности государства // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 1. С. 65-86. https://doi.org/10.52180/2073-6487_ 2024_1_65_86  EDN: JRAIAE

  Лицензия Creative Commons 4.0