Вестник Института экономики № 1/2024. Мировая экономика.

Сидоров Алексей Александрович

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им. Н.Н. Ливенцева МГИМО МИД России, Москва, Россия

ORCID: 0000-0002-7632-3653

 

ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ В КОНТЕКСТЕ КОНЪЮНКТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Размер файла 138-153   
Количество просмотров 234   
Размер файла 311.05 KB   

В статье представлено теоретическое осмысление понятия «доступ на внешние рынки» в контексте исследования экономической конъюнктуры. Определено, что он является условием формирования конъюнктуры, воздействующим на элементы воспроизводственного процесса. Показано, что анализ доступа на внешние рынки необходим в рамках конъюнктурных исследований для оценки текущей и перспективной емкости рынка. Проанализирована зависимость доступа от состояния экономической конъюнктуры в кратко- и долгосрочном периоде, в том числе в рамках нисходящей волны большого цикла с начала второго десятилетия XXI в. Прослежена и обратная взаимосвязь – состояния конъюнктуры от доступа на внешние рынки. Показаны различия в подходах к исследованию указанной категории в зависимости от различных видов прогнозов. Разграничены вопросы доступа на внешние рынки и конкурентоспособности в системе конъюнктурных исследований. Выявлена проблема определения первичного источника успеха экспортной деятельности – наличие конкурентоспособной продукции или благоприятных условий доступа на внешние рынки; представлена авторская позиция по данному вопросу.

Ключевые слова: доступ на внешние рынки, экономическая конъюнктура, конъюнктурные исследования, внешнеторговая политика, протекционизм, большие циклы, прогнозирование, конкурентоспособность.

УДК: 338.12, 339.13, 339.54, 339.98

EDN: VMDGYJ

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_1_138_153

Литература

  1. Горячев А.А. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. М.: Международные отношения, 1981.
  2. Дмитриев С.С. Протекционистский вектор торговой политики администрации Трампа // Мировая экономика и международные отношения. 2020. № 2. С. 15–23.
  3. Клинов В.Г. Экономическая конъюнктура. Факторы и механизмы формирования. М.: Экономика, 2005.
  4. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Модификация больших циклов и перспективы динамики мирового хозяйства в 2021–2050 гг. // Проблемы прогнозирования. 2021. № 3. С. 159–167.
  5. Клинов В.Г., Сидоров А.А. Экономическая конъюнктура. М.: Экономика, 2019.
  6. Колодко Г.В. Куда идет мир: политическая экономия будущего. М.: Магистр, 2014.
  7. Костюхин Д.И. Конъюнктура мирового капиталистического хозяйства. М.: Международные отношения, 1973.
  8. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993.
  9. Мануковский А.Б., Хартуков Е.М. Экономическая конъюнктура. Как изучать современный рынок. М.: Школа международного бизнеса МГИМО, 1991.
  10. Никитин С.П. Конъюнктура мировых товарных рынков: преемственность и специфика. М.: Международные отношения, 1982.
  11. Новая парадигма развития международных экономических отношений: вызовы и перспективы для России / под общ. ред. Т.М. Исаченко, Л.С. Ревенко. М.: МГИМО-Университет, 2022.
  12. Озеров И.Х. Чему учит нас Америка? СПб: Книгоиздательство «Польза» В. Антикъ и К°, 1908.
  13. Пископпель Ф.Г. Основы изучения конъюнктуры капиталистического хозяйства. М.: Международные отношения, 1960.
  14. Поляков В.В. Мировой рынок: вопросы прогнозирования. М.: КНОРУС, 2016.
  15. Портер М. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Альпина Паблишер, 2016.
  16. Ревенко Л.С., Крюков А.Е. Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков. М.: МГИМО-Университет, 2010.
  17. Рудомино А.В. Методология изучения и прогнозирования конъюнктуры мировых товарных рынков. М.: МГИМО, 1981.
  18. Сидоров А.А. Доступ на внешние рынки: теоретический подход и факторы // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 2. С. 86–107.
  19. Сидоров А.А. Конъюнктура еврозоны: формирование и динамика. М.: ИНИОН РАН, 2019.
  20. Ушкалова Д.И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 3. С. 218–226.
  21. Цыгичко Л.И. Теория и практика экономической конъюнктуры. М.: МГИМО, 1995.
  22. Fugazza M., Nicita A. On the importance of market access for trade. New York and Geneva: United Nations, 2011.
  23. Global Trade Alert. Global Dynamics. https://www.globaltradealert.org/global_dynamics/area_goods/.
  24. IMD World Competitiveness Booklet 2022. Lausanne: International Institute for Management Development, 2022.
  25. The Global Competitiveness Report 2019; ed. by K. Schwab. Geneva: World Economic Forum, 2019.
  26. World Trade Statistical Review 2023. Geneva: World Trade Organization, 2023.

Дата поступления рукописи: 07.11.2023 г.

Для цитирования:

Сидоров А.А. Доступ на внешние рынки в контексте конъюнктурных исследований // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 1. С. 138-153. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_1_138_153  EDN: VMDGYJ

  Лицензия Creative Commons 4.0