Вестник Института экономики № 4/2024. Мировая экономика и международные отношения. 

Минчичова Валерия Сергеевна

кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Факультета социальных наук и массовых коммуникаций, доцент Кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

ORCID: 0000-0001-5838-659X

 

Петриченко Михаил Петрович

доктор экономических наук, доцент, главный научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Факультета социальных наук и массовых коммуникаций ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

 

ИНСТРУМЕНТЫ И ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ ИНКЛЮЗИИ В СТРАНАХ БРИКС

Размер файла 159-174   
Количество просмотров 30   
Размер файла 444.45 KB   

В статье представлены результаты анализа действующих в 2020-х гг. подходов к обеспечению финансовой грамотности и финансовой инклюзии и инструменты ее реализации в пяти «старых» странах БРИКС. Определен фокус усилий таких государств, как Бразилия, Китай, Индия на финансовой инклюзии, в то время как для Южно-Африканской Республики первичны базовые финансовые навыки населения для функционирования финансовых рынков и рынка капитала, Россия же заявляет своей целью не столько привитие навыков обоснованного финансового поведения, сколько формирование финансовой культуры всех граждан. Определены ключевые целевые группы населения для финансового просвещения, среди которых важное место занимают женщины-предприниматели в Индии и Южно-Африканской Республике, предприниматели в России, школьники в Китае. Выделены важнейшие инструменты повышения финансовой грамотности для каждой из рассмотренных стран БРИКС.

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая инклюзия, финансово грамотное поведение, финансовые рынки, БРИКС, экономическая политика, межстрановое сотрудничество.

УДК: 336.1, 339.97

EDN: XRTKXY

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_ 2024_4_159_174

Литература

  1. Медведев И.В. Влияние деформации наднациональных институтов на интеграцию национальных экономик // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 2. С. 112–130.
  2. Anita Dr. Financial Literacy in India: a Critical Review of Digitalization and Demonetization // International Journal of Economic Research 2019. Vol. 16. No. 2. Pр. 267–271.
  3. Bariquelli C. Financial education, an essential tool in the life of Brazilians. https://focus.world-exchanges.org/articles/financial-education-brazil (аpplication date: 08.06.24).
  4. Dixit N., Dixit G. A Review of Financial Literacy in India // Vidybharati International Interdisciplinary Research Journal. 2021. No. 12 (1). Pp. 303–305.
  5. Fielies H., Mbukanma I. Relationship between Financial literacy variables and materialism of millennials in a selected South Africa municipality // Journal of accounting and management. 2022. Vol. 12. No. 1. Pp. 172–188.
  6. Holzmann R. Bringing Financial Literacy and Education to Low and Middle Income Countries: The Need to Review, Adjust, and Extend Current Wisdom // IZA Discussion Paper No. 5114, Germany, Bonn. 2010. Pp. 1–24.
  7. Miao W., Liang M. Literature review on the financial literacy of Chinese residents[J]. Finance. 2022. No. 12(2). Р 216–221. DOI: 10.12677/ FIN.2022.122022.
  8. Oke O.O., Benedict O.H. A Literature Review of the Level of Financial Literacy in South Africa. In: Moloi T., George B. (eds.) Towards Digitally Transforming Accounting and Business Processes. ICAB 2024. Springer Proceedings in Business and Economics. Springer, Cham. DOI: 10.1007/978-3-031-46177-4_25.
  9. Peng C., She PW, Lin MK. Financial Literacy and Portfolio Diversity in China. 2022, J Fam Econ. 2022. Iss. 43. Р 452–465. DOI: 10.1007/s10834-021-09810-3.
  10. Ribeiro C.T. Agenda-setting in public policies: the strategy for financial education in Brazil thro ugh the lens of the multiple streams model // Cad. EBAPE. BR. Rio de Janeiro. 2020. Vol. 18. No. 3. Р 486–497. DOI: 10.1590/1679-395120190038x.

Дата поступления рукописи: 12.07.2024 г.

Для цитирования:

Минчичова В.С., Петриченко М.П. Инструменты и подходы к повышению финансовой грамотности и финансовой инклюзии в странах БРИКС // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2024. № 4. С. 159-174.  https://doi.org/10.52180/2073-6487_ 2024_4_159_174   EDN: XRTKXY

  Лицензия Creative Commons 4.0