Вестник Института экономики № 3/2025. Мировая экономика.

Паксютов Георгий Давидович

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра японских исследований ФГАУН Институт Китая и современной Азии РАН, Москва, Россия

ORCID: 0000-0001-7153-4315

 

ЯПОНСКИЕ И ЮЖНОКОРЕЙСКИЕ «КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ» НА ГЛОБАЛЬНЫХ РЫНКАХ: КОНКУРЕНЦИЯ И ПОТЕНЦИАЛ СОТРУДНИЧЕСТВА

Размер файла 181-198   
Количество просмотров 37   
Размер файла 341.31 KB   

В статье рассмотрен ряд тенденций, определяющих специфику развития «креативных индустрий» Японии и Южной Кореи и их позиции на глобальных рынках культурных благ. Отмечается, что Япония сравнительно менее активно участвовала в процессе цифровизации производства и дистрибуции культурных благ. Напротив, в Южной Корее c 1990-х годов индустрии популярной культуры последовательно развиваются в сопряжении с информационными технологиями. На текущем этапе наметилась интенсификация сотрудничества двух стран в «креативных индустриях» – рассмотрены факторы, потенциально способствующие эффективности такого сотрудничества в производствах культурных благ. Подчеркивается риск инструментализации культурных производств, связанный с концепцией «креативных индустрий».

Ключевые слова: креативные индустрии, культурные индустрии, культурные блага, японско-южнокорейские экономические отношения, «корейская волна», Cool Japan.

УДК: 338.46, 339.56

EDN: ZBVZUK

DOI: https://doi.org/10.52180/2073-6487_2025_3_181_198

Литература

  1. Towse R. Creative Industries // Towse R., Navarrete Hernández T. (eds.). Handbook of Cultural Economics (Third edition). Cheltenham and Northampton: Edward Elgar Publishing, 2020. Pp. 137–144.
  2. Музычук В.Ю. Творческие (креативные) индустрии: вызовы для некоммерческого сегмента культуры // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2023. № 5. C. 7–39. DOI: 10.52180/2073-6487_2023_5_7_39. EDN: BXIKUF.
  3. Demir E.M. On the Current Situation of Creative Industries in Turkey // Etkileşim. 2022. № 9. Pp. 224–239. DOI: 10.32739/etkilesim.2022.5.9.162.
  4. Kim S. Aggressive Yet Benign: Korea’s Engagement in Creative Industries in Africa // International Journal of Cultural Policy. Vol. 26. № 7. Pp. 929–941. DOI: 10.1080/10286632.2020.1828383.
  5. Scott A. Hollywood and the World: The Geography of Motion-Picture Distribution and Marketing // Review of International Political Economy. 2004. Vol. 11. № 1. Pp. 33–61.
  6. Lee H.-K. Introduction: Understanding of the Cultural and Creative Industries in Asia // Lim L., Lee H.-K. (eds.). Routledge Handbook of Cultural and Creative Industries in Asia. London and New York: Routledge, 2019. 24–39.
  7. Newsinger J.A. A Cultural Shock Doctrine? Austerity, the Neoliberal State and the Creative Industries Discourse // Media, Culture & Society. 2015. Vol. 37. № 2. 302–313.
  8. Beirne M. et al. Autonomy and Resilience in Cultural Work: Looking Beyond the ‘Creative Industries’ // Journal for Cultural Research. 2017. Vol. 21. № 2. DOI: 10.1080/14797585.2016.1275311.
  9. Flew T., Cunningham S. Creative Industries after the First Decade of Debate // The Information Society: An International Journal. 2010. Vol. 26. № 2. Pp. 113–123. DOI: 10.1080/01972240903562753.
  10. Oyama S. In the closet: Japanese Creative Industries and their Reluctance to Forge Global and Transnational Linkages in ASEAN and East Asia // ERIA Discussion Paper Series. 2019. Vol. 295. Pp. 1–25.
  11. Jin D.Y. The Korean Government’s New Cultural Policy in the Age of Social Media // Kawashima N., Lee H.-K. (eds.). Asian Cultural Flows: Cultural Policies, Creative Industries, and Media Consumers. Singapore: Springer, 2020. Pp. 3–17.
  12. Otmazgin N. State Intervention Does Not Support the Development of the Media Sector: Lessons from Korea and Japan // Global Policy. 2020. Vol. 11. № S2. Pp. 40–46. DOI: 10.1111/1758-5899.12821.
  13. McGray D. Japan’s Gross National Cool // Foreign Policy. Vol. 130. Pp. 44–54. DOI: 10.2307/3183487.
  14. Паксютов Г.Д. Экономическое значение японской «индустрии контента» // Японские исследования. № 1. С. 51–72. DOI: 10.24411/2500-2872-2019-10004. EDN: ZCWHWX.
  15. Steinberg M. The Platform Economy: How Japan Transformed the Consumer Internet. Minneapolis and London: Minnesota University Press, 2019.
  16. Matsui T. Nation branding through stigmatized popular culture: The «Cool Japan» craze among central ministries in Japan // Hitotsubashi Journal of Commerce and Management. 2014. Vol. 48. № 1. Pp. 81–97.
  17. Рубинштейн А.Я. Креативная экономика патерналистского государства: что день грядущий нам готовит? // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. Т. 54. № 2. С. 209–212. DOI: 10.31737/2221-2264-2022-54-2-11. EDN:
  18. Kawashima N. ‘Cool Japan’ and Creative Industries: An Evaluation of Economic Policies for Popular Culture Industries in Japan // Asian Cultural Flows: Cultural Policies, Creative Industries, and Media Consumers. Pp. 18–36.
  19. Kwon S., Kim J. The cultural industry policies of the Korean government and the Korean Wave // International Journal of Cultural Policy. 2014. Vol. 20. № 4. 422–439. DOI: 10.1080/10286632.2013.829052.
  20. Jin D.Y. Construction of Digital Korea: The Evolution of New Communication Technologies in the 21st Century // Media, Culture & Society. 2017. Vol. 39. № 5. 715–726. DOI: 10.1177/0163443717709441.
  21. Jung S. Korean Masculinities and Transcultural Consumption: Yonsama, Rain, Oldboy, K-pop Idols. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2011.
  22. Lee H.-K., Lim L. Culture, Digitalization and Diversity: Asian Perspectives // Routledge Handbook of Cultural and Creative Industries in Asia. Pp. 527–547.
  23. Kim Y. Sell Your Loneliness: Mukbang Culture and Multisensorial Capitalism in South Korea // Routledge Handbook of Cultural and Creative Industries in Asia. Pp. 363–382.
  24. Putnam R.D. Bowling Alone: The Collapse and Revival of American Community. New York: Simon & Schuster, 2000.
  25. Кистанов В.О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы // Японские исследования. № 3. С. 33–48. DOI: 10.24411/2500-2872 2019-10019. EDN: VNXHTQ.
  26. Chua B.H., Iwabuchi K. Introduction // Chua B.H., Iwabuchi K. (eds.). East Asian Pop Culture: Analyzing the Korean Wave. Hong Kong: Hong Kong University Press, 2008. Pp. 1–12.
  27. Toshiyuki B. Changes in International Competition Regarding Auto-parts in China, Korea, and Japan // Journal of International Economic Studies. 2016. Vol. 30. Pp. 27–40. DOI: 10.15002/00012843.
  28. Bown C.P. How the United States Marched the Semiconductor Industry into its Trade War with China // East Asian Economic Review. 2020. Vol. 24. № 4. Pр. 349–388. DOI: 10.11644/KIEP.EAER.2020.24.4.384.
  29. Gnyavali D.R., Park B.-J. Co-opetition Between Giants: Collaboration with Competitors for Technological Innovation // Research Policy. 2011. Vol. 40. № 5. Pp. 650–663.
  30. Kuwahara Y. Introduction // Kuwahara Y. (ed.). The Korean Wave: Korean Popular Culture in Global Context. New York: Pulgrave Macmillan, 2014. Pp. 1–12.
  31. Shin S., Balistreri J. The Other Trade War: Quantifying the Korea-Japan Trade Dispute // Journal of Asian Economics. 2022. Vol. 79. DOI: 10.1016/j.asieco.2022.101442.
  32. Hoskins C., Mirus R. Reasons for the US Dominance of the International Trade in Television Industry // Media, Culture & Society. 1988, Vol. 10. № 4. Pp. 499–515.
  33. Takara Y. Do Cultural Differences Affect the Trade of Cultural Goods? A Study of Trade in Music // Journal of Cultural Economics. 2017. Vol. 42. №. 3. Pp. 393–417.
  34. Holloway I.R. Foreign Entry, Quality, and Cultural Distance: Product-Level Evidence from US Movie Exports // Review of World Economics. 2014. Vol. 150. Pp. 371-392. DOI: 10.1007/s10290-013-0180-3.
  35. Kuwahara Y. Hanryu: Korean Popular Culture in Japan // The Korean Wave: Korean Popular Culture in Global Context. Pp. 213–222.
  36. Iwabuchi K. Recentering Globalization: Popular Culture and Japanese Transnationalism. Durham and London: Duke University Press, 2002.
  37. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Т. 3. № 5. С. 60–74.
  38. de Valck M. Film Festivals: From European Geopolitics to Global Cinephilia. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2007.
  39. Паксютов Г.Д. «Мягкая сила» и «культурный капитал» наций: пример киноиндустрии // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64. № 11. С. 106-113. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-11-106-113. EDN: HWSIJI.
  40. Рубинштейн А.Я., Бураков Н.А. Экономика культуры. М.: Школа-студия МХАТ, Государственный институт искусствознания, 2024. EDN: GHRTJJ.

Дата поступления рукописи: 20.04.2025 г.

Дата принятия к публикации: 30.06.2025 г.

 

Для цитирования:

Паксютов Г.Д. Японские и южнокорейские «креативные индустрии» на глобальных рынках: конкуренция и потенциал сотрудничества // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2025. № 3. С. 181-198. https://doi.org/10.52180/2073-6487_2025_3_181_198  EDN: ZBVZUK

  Лицензия Creative Commons 4.0