№ 4/2023 | Весь выпуск |
Дата размещения 12.09.2023
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ |
Е.Б. Ленчук, В.И. Филатов
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье обосновывается объективная необходимость использования инструментов стратегического планирования для парирования вызовов и угроз в условиях возрастания неопределенности, создаваемой текущей геополитической и геоэкономической ситуацией, и перехода к новой, конкурентной модели развития. В этой связи авторы акцентируют внимание на сущности стратегического планирования, механизмах его реализации в условиях рыночной экономики, на определении основных методологических подходов к выстраиванию этого процесса на системной основе. Проанализированы основные недостатки и узкие места как методологического, так и содержательного, а также организационного характера, которые не позволяют сформировать полноценную систему стратегического планирования и имплементировать ее в систему государственного управления в России. На основе проведенного анализа авторами сформулированы первоочередные направления совершенствования системы стратегического планирования.
И.Н. Домнина
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассмотрены нерешенные проблемы формирования сбалансированной системы стратегического планирования, которые приводят к «выпадению» института преференциальных зон из процесса пространственного стратегирования экономики. Представлен анализ содержательной части и границ присутствия преференциальных зон в федеральной стратегии пространственного развития, а также в стратегиях мезо- и субфедерального уровней планирования. Определены подходы к формированию институционально-правовых основ включения преференциальных зон в инфраструктуру управления экономическим пространством.
С.В. Козлова, О.М. Грибанова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье приведены результаты исследования существующей в настоящее время институциональной среды управления государственным имуществом, рассматриваемой как совокупность основных институтов управления государственным имуществом, сформировавшихся в процессе их становления и трансформации за последние три десятилетия в России в ходе рыночных реформ. Анализ проведен на базе таких категорий, как институты, институциональная среда, институциональный механизм, что дает нам более релевантную картину происходящих процессов в области управления государственным имуществом и возможность определить направления его дальнейшего совершенствования. Сделан вывод о том, что даже в условиях экстраординарных геополитических вызовов ХХI столетия и антироссийских санкций, использование имеющихся на сегодняшний день основополагающих институтов управления государственным имуществом в качестве базы для формирования новых и совершенствования уже существующих механизмов государственного управления с использованием государственного имущества вполне достаточно для решения текущих и долгосрочных социально-экономических задач, стоящих перед Россией, а также для достижения стратегических целей нашего государства в меняющемся мировом пространстве.
ФИНАНСЫ |
О.С. Виноградова, Ф.С. Картаев
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОЦИКЛИЧНОСТИ МЕТОДОМ СПЕКТРАЛЬНОГО АНАЛИЗА
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье представлен метод выявления процикличности в динамике макроэкономических показателей. Предложенный метод апробирован на данных российской экономики за 1996–2020 гг. Полученные результаты могут быть использованы для тонкой настройки мер стабилизационной денежно-кредитной политики в рамках имплементации режима инфляционного таргетирования, поскольку регулирование с учетом цикличности экономики позволяет снизить резонансный эффект динамических изменений ключевых детерминант базового цикла, так как предполагает идентификацию момента разворота циклической компоненты макроэкономических показателей, что в свою очередь является сигналом смены направления денежно-кредитной политики.
О.А. Львова
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье предложены подходы к оценке состояния бизнеса разными стейкхолдерами в целях антикризисного управления его развитием и устойчивостью. Для собственников и менеджеров разработана система рыночных, операционных, инвестиционных, финансовых, управленческих и организационных признаков снижения устойчивости бизнеса. Для банка-кредитора предложена стратегическая карта, включающая рыночные, процессные, ресурсные и финансовые триггеры, выявляемые в ходе экспресс-диагностики и расширенного триггер-анализа. Для арбитражных управляющих модифицирована методика финансового анализа, дополненная алгоритмом изучения сделок и выявления признаков «объективного банкротства». Для потенциальных инвесторов разработана модель сценарной оценки, позволяющая определять выгоду, альтернативные издержки, целесообразность слияния/присоединения проблемной компании, стоимость ее восстановления и интеграции, синергетический эффект от объединения бизнеса.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА |
И.А. Коргун
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В данном исследовании анализируется Индо-Тихоокеанская стратегия Республики Корея (ИТС РК). В работе показано, что текущий уровень торгово-инвестиционного сотрудничества РК со странами Восточной Азии и с Индией не соответствует их определению в стратегии как центров экономических интересов РК. Китай продолжает доминировать в экономических связях страны, также наблюдается рост торговли с США, причем поток корейских прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в американскую экономику остается стабильным. Результаты исследования показывают, что ИТС РК в основе своей преследует стратегическую цель укрепления альянсных отношений с США, наращивания стратегического взаимодействия с Японией и ЕС. Однако, согласно теории классического реализма, усиление данных векторов взаимодействия может нарушить стабильность в Восточной Азии и привести к повышенной конфликтности. В средне- и долгосрочной перспективе ИТС может негативно сказаться на имидже РК как нейтрального игрока на всем геополитическом пространстве. Несоответствие заявлениям, сделанным в ИТС РК, широкий охват географии интересов РК, который помимо всего прочего не совпадает с географическим охватом аналогичных стратегий других стран, заставляет усомниться в самостоятельности ее разработки. В стратегии, за исключением экономической части, отсутствуют механизмы достижения желаемых результатов, то есть способы, позволяющие обеспечить соблюдение свободы, демократии и законов. Такие формулировки порождают новые дополнительные вопросы и вызывают стойкое ощущение, что ИТС еще больше втягивает Сеул в орбиту американских интересов и делает ее инструментом достижения внешнеполитических и стратегических целей для определенных кругов американского истэблишмента.
В.П. Клавдиенко
ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА КИТАЯ: ТЕНДЕНЦИИ, НОВАЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье исследованы тенденции и особенности развития возобновляемой энергетики Китая в контексте современной трансформации глобального энергетического хозяйства. Определены факторы стремительного роста ключевых секторов «зеленой» энергетики. Раскрыты приоритетные направления НИОКР и инновационных технологических преобразований в сфере возобновляемой энергетики Китая, объем и структура их финансирования. Проведен сравнительный анализ КИУМ и приведенной стоимости электроэнергии различных технологий генерации в Китае и в ряде других стран. Рассмотрены перспективы и проблемы дальнейшего развития возобновляемой энергетики Китая на пути к углеродной нейтральности.
А.Д. Васильченко, Д.В. Логвинов, А.А. Семенова
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА НА ИМПОРТ ПШЕНИЦЫ В СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ АФРИКИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Северная Африка прочно закрепилась на первой строчке в рейтинге крупнейших регионов по объему импорта пшеницы. Это обусловлено тем, что внутреннее производство пшеницы в странах данного региона остается ограниченным в силу природно-климатического фактора, а внутренний спрос на нее продолжает расти под влиянием динамичного прироста населения. Емкий рынок для сбыта зерновых в странах Северной Африки привлекателен для крупнейших экспортеров пшеницы и заставляет их применять весь спектр ценовых и неценовых инструментов в конкурентной борьбе за желанную нишу. Российская пшеница является наиболее конкурентной с точки зрения цены, однако, как показало исследование, в данном регионе именно неценовые факторы оказывают ключевое влияние на принятие решения о заключении внешнеторгового контракта. Целью данной работы является выявление существенных неценовых факторов, которые влияют на распределение рыночных долей основных поставщиков пшеницы на североафриканский рынок. Авторы статьи, используя модель панельных данных, провели регрессионный анализ этих факторов. Учет результатов, полученных в ходе данного исследования, позволит недостаточно представленным в данном регионе экспортерам нарастить поставки и закрепить нишу, в полной мере отвечающую их экспортному потенциалу.
А.С. Четверикова
ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ СТРАН ПРИБАЛТИКИ И ПОЛЬШИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье представлен анализ развития инвестиционных связей Польши и стран Прибалтики. Оценивается общая динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ), выделены основные этапы и факторы, влияющие на ПИИ. Обосновывается вывод о том, что эти страны продолжают служить импортерами капитала и фундаментальных причин для изменения данной ситуации нет. Анализируются основные диспропорции инвестиционных связей, включая отраслевой и территориальный аспекты. Выделены общие черты и ключевые различия инвестиционных секторов Польши и прибалтийских республик. На основе расчета индекса Херфиндаля–Хиршмана оценено изменение уровня диверсификации отраслевой структуры входящих и исходящих ПИИ Польши, Эстонии, Латвии и Литвы начиная с 2010 г.
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ АВТОРОВ |
Д.А. Сударев
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ НА ОШИБКИ ПРОГНОЗОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Целью статьи является оценка влияния факторов политической природы (электоральных циклов и идеологического спектра парламента) на систематические отклонения фактических показателей исполнения федерального бюджета России по доходам от планируемых в проектах законов о бюджете. Исследование осуществлялось в два этапа. На первом этапе была проведена оценка качества бюджетных прогнозов доходов федерального бюджета за период с 2000 по 2022 г. Сравнение фактически исполненных доходов с прогнозируемыми в исходной редакции закона о бюджете показало, что доходы федерального бюджета прогнозируются со статистически значимым систематическим занижением показателей. На втором этапе произведена эмпирическая оценка ряда факторов, потенциально влияющих на выявленный в прогнозах пессимизм. Установлено отсутствие значимого влияния федеральных электоральных циклов, а также слабое влияние идеологического состава парламента на систематическое занижение доходов федерального бюджета. Полученные результаты являются мотивацией для более детального исследования стимулов ключевых участников бюджетного процесса при прогнозировании доходов.