№ 5/2023  Весь выпуск

Дата размещения 08.11.2023

 

 

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

 

В.Ю. Музычук

ТВОРЧЕСКИЕ (КРЕАТИВНЫЕ) ИНДУСТРИИ: ВЫЗОВЫ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОГО СЕГМЕНТА СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

Размер файла 7-39   
Количество просмотров 208   
Размер файла 391.29 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье проведен подробный анализ концепта творческих (креативных) индустрий, который в настоящее время активно внедряется в культурную практику современной России. В работе предпринята попытка ревизии терминологического аппарата (индустрия культуры – культурные индустрии – творческие (креативные) индустрии). В случае с творческими (креативными) индустриями речь идет о сочетании 3-х элементов: творческой активности, предпринимательских способностей и прав интеллектуальной собственности, вследствие чего в экономике создается добавленная стоимость, а полученный результат обращается на рынке. Львиная же доля культурных благ, создаваемых в некоммерческом сегменте сферы культуры, не относится к творческим (креативным) индустриям. Подмена понятий чревата тем, что от сферы культуры требуют все больше зарабатывать, а это входит в противоречие с той миссией, ради которой создавались государственные (муниципальные) учреждения культуры: приобщение широких слоев населения к культурным ценностям. Несмотря на то, что эксперты признают, что в настоящее время в исследовательской среде отсутствует консенсус в отношении четких критериев отнесения тех или иных видов деятельности к творческим (креативным) индустриям, в России нарастают вызовы для некоммерческого сегмента сферы культуры: происходит его постепенное вытеснение в сторону коммодификации и коммерциализации. В принятой в конце 2021 г. Концепции развития творческих (креативных) индустрий… произошло полное отождествление некоммерческого сегмента сферы культуры с творческими (креативными) индустриями, к которым были отнесены и театры, и музеи, и даже библиотеки. Более того, последние стали «точками входа» в творческие (креативные) индустрии. В статье показано, что задача активизации экономического роста в регионах России, ради которой разрабатывалась Концепция развития творческих (креативных) индустрий, не может быть решена исключительно силами Минкультуры России, так как оно не обладает для этого соответствующим функционалом, финансовыми ресурсами, аппаратным весом и профессиональными кадрами.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

И.В. Соболева, Т.В. Чубарова

ВЫЗОВЫ ДЛЯ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И РОССИЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Размер файла 40-58   
Количество просмотров 376   
Размер файла 344.45 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье обосновывается необходимость разработки комплексного подхода к анализу проблем воспроизводства человеческого потенциала. На основе обобщения имеющихся подходов составлена матрица, сопрягающая демографический, технологический, социальный и институциональный вызовы по ключевым сферам воспроизводства человеческого потенциала (сфера труда, образование и здравоохранение). Предложенная методологическая рамка, наглядно представляя связи между вызовами для воспроизводства человеческого потенциала, позволяет проводить оперативный анализ сдвигов в их системе и может быть использована в любом национальном контексте.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

В.В. Ворожихин, В.П. Заварухин, Е.И. Ларионова

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ НАУКИ РОССИИ

Размер файла 59-82   
Количество просмотров 118   
Размер файла 959.4 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Цель статьи – обоснование необходимости создания новых инструментов для работы с непрерывно развивающимся и усложняющимся пространством знаний, позволяющих вести исследования трансформаций сложных систем, выявлять новые знания, формализовать, хранить, распределять и применять их в условиях информационного «потопа», сократить время от появления данных до их использования. На основе изучения результатов исследований и фактических данных, сравнительного анализа состояния инновационного развития России и развитых стран предложены новые инструменты для организации эффективных научных коммуникаций и управления ими. Предлагаемые инструменты могут значимо повысить эффективность взаимодействия научного сообщества России, устраняя фрагментарность научной среды.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

С.Н. Митяков, Е.С. Митяков

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РИСКОВ И ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Размер файла 83-113   
Количество просмотров 238   
Размер файла 802.58 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Целью данной работы выступает развитие теории рисков и пороговых значений экономической безопасности в части рассмотрения данных экономических категорий во взаимосвязи. Для достижения заданной цели в статье рассмотрены ключевые подходы к оценке рисков и формированию пороговых значений экономической безопасности, представлена взаимосвязь классификационных признаков двух экономических категорий. Рассмотрены три основных модели пороговых значений. В первой модели, содержащей две зоны риска, пороговые значения выступают как некоторые референсные значения, которые отделяют допустимые значения индикаторов экономической безопасности от недопустимых. Следующая, более предпочтительная, является модель «светофора», которая содержит критический и целевой пороговые уровни и три зоны риска. Третья модель, содержащая семь зон риска, соответствует шести условным пороговым уровням, что приводит к более точному по сравнению с другими моделями определению состояния экономической безопасности объектов и может эффективно использоваться, например, в задачах их классификации. В статье отмечено, что для мониторинга угроз экономической безопасности важным является не столько позиционирование значения индикатора экономической безопасности в соответствующей зоне риска, сколько анализ динамики изменения его значения во времени, что позволяет нивелировать системные ошибки в определении пороговых значений за счет исследования саморазвития системы. Приведены примеры использования анализа волатильности и теории эластичности в задачах оценки рисков, которые открывают новые возможности мониторинга экономической безопасности.

  Лицензия Creative Commons 4.0

  

ФИНАНСЫ

 

А.С. Попкова

ЦИФРОВОЙ БАНК ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ: ОПЫТ КИТАЯ

Размер файла 114-135   
Количество просмотров 113   
Размер файла 484.97 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье рассматривается опыт инклюзивного финансирования китайского банка WeBank, который был признан лучшим цифровым банком мира. Проанализированы показатели успешной деятельности WeBank за последние пять лет. Выявлено, что основными клиентами WeBank являются социально уязвимые категории населения и предприятия малого и среднего бизнеса. Определены и исследованы основные факторы успеха WeBank: внедрение инновационных цифровых технологий обслуживания клиентов, развитие платформенного бизнеса, тесная интеграция с социальными сетями, значительное снижение затрат, быстрые и доступные кредитные продукты, обеспечение усиленных мер безопасности, кросс-функциональная командная работа сотрудников, регулярные исследования поведения пользователей. Отмечена перспективность имплементации китайского опыта организации цифрового банка на территории стран ЕАЭС.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

В.Ю. Чернова, А.Г. Пылин

ВЛИЯНИЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Размер файла 136-151   
Количество просмотров 118   
Размер файла 419.52 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Использование санкционной политики в конкурентной борьбе за рынки сбыта, а также в качестве рычага для давления на правительства стран, подпавших под санкции, явилось стимулом для развития торговли России с дружественными и нейтральными странами, к перенаправлению торговых потоков по новым логистическим маршрутам и формированию новых цепочек поставок. В статье рассматривается влияние западных санкций на экономику стран Центральной Азии и на их интеграционные взаимодействия с Россией. Резкое снижение объемов экспорта из стран Запада в Россию сопровождается существенным ростом экспорта из этих государств в страны Центральной Азии, что особенно заметно в отношении подсанкционных товаров. Сохранение нейтрального статуса в санкционной войне США и их союзников против России позволило странам Центральной Азии существенно улучшить свои макроэкономические показатели, нарастив товарооборот с Россией, в том числе за счет посреднической торговли. Несмотря на риторику официальных лиц о соблюдении санкционного режима, страны Центральной Азии стали выполнять функции транзитных операторов между Россией и третьими странами, а также оказывать существенную помощь российской экономике в преодолении негативных последствий введения санкций. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что антироссийские санкции побуждают Россию и страны Центральной Азии находить новые пути развития региональной неформальной интеграции в целях решения ключевых проблем экономического развития, что не исключает позиции этих стран следовать своим национальным интересам.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

З.А. Дадабаева

СОТРУДНИЧЕСТВО ПРИКАСПИЙСКИХ СТРАН В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Размер файла 152-165   
Количество просмотров 95   
Размер файла 293.68 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Уникальный закрытый водоем – Каспийское море – является не только местом обитания эндемиков, но и богато такими экономически важными ресурсами, как нефть, рыба, песок, рекреационные ресурсы, а также пригодно для судоходства. В статье анализируется негативное влияние интенсивной экономической деятельности в прикаспийских странах на экологию данного региона. Благодаря усилиям международного сообщества по защите окружающей среды и позиции местных экологов руководящие органы прикаспийских стран осознали необходимость учитывать экологические проблемы в ходе дальнейшей экономической интеграции, не снижая при этом интенсивность хозяйственной деятельности экономических субъектов стран данного региона. В данном исследовании предпринята попытка показать роль межгосударственного сотрудничества в решении экологических проблем и значение принятой Тегеранской конвенции.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

Б.Ч. Ким, И.A. Коргун

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ КОРЕЯ И ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ

Размер файла 166-180   
Количество просмотров 101   
Размер файла 313.28 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты правовых основ сотрудничества между Республикой Корея (РК) и Европейским союзом (ЕС). Основная идея заключается в том, что в условиях современной глобализации на отношения между сторонами оказывают влияние не только прямые договоры, заключенные ими, но и договоры, принятые международным сообществом, прежде всего международными организациями. Большое внимание уделяется Рамочному соглашению между РК и ЕС по урегулированию кризисов. По мнению авторов, данное соглашение в структуре договорно-правовой базы представляет особый интерес с точки зрения расширения сфер двусторонних отношений между РК и ЕС и выходу их за пределы традиционных сфер сотрудничества. Авторы обращают внимание на то, что в случае Республики Корея весьма отчетливо проявляется «нормативная сила» ЕС, являющаяся частью международной его идентичности в контексте генерирования и установления новых нормативных правил, и приводят примеры, как РК адаптировала внутреннее законодательство под действие заключенных торговых соглашений с ЕС. В статье подробно анализируются три соглашения, которые создают правовую инфраструктуру сотрудничества между сторонами, а также базис для выстраивания взаимоотношений. К ним относятся Рамочное соглашение о сотрудничестве РК-ЕС (в версии от 2010 г.), Соглашение о свободной торговле РК-ЕС (2011), Соглашение, устанавливающее порядок участия РК в операциях ЕС по урегулированию кризисов (2016). Эти соглашения существенно расширили рамки сотрудничества между партнерами за пределы традиционных сфер экономики и культуры.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ АВТОРОВ

 

А.М. Матевосова

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ОЖИДАНИЙ РОССИЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ НА ОСНОВЕ БОЛЬШИХ ДАННЫХ

Размер файла 181-200   
Количество просмотров 637   
Размер файла 726.54 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В 2022 г. российская экономика столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением со стороны коллективного Запада. В таких условиях правительству и ЦБ РФ необходимо осуществлять постоянный мониторинг экономической ситуации в нашей стране для принятия своевременных и эффективных мер. В решении данной задачи может помочь высокочастотный индикатор инфляционных ожиданий на основе больших данных. В работе рассматриваются недостатки существующих подходов к оценке инфляционных ожиданий населения, ставящие под сомнение возможность их применения в условиях санкций. На основе построенных высокочастотных индикаторов инфляционных ожиданий, санкционной обеспокоенности и упоминаемости санкций в контексте инфляционных ожиданий проанализировано влияние санкций на инфляционные ожидания российского населения. Данный способ оценки инфляционных ожиданий на основе больших данных подтвердил свою эффективность в условиях санкций и доказал влияние санкций на формирование инфляционных ожиданий российского населения.

  Лицензия Creative Commons 4.0