№ 2/2023  Весь выпуск

Дата размещения 05.05.2023

ФИНАНСЫ

 

С.А. Андрюшин, А.П. Свиридов

БАНК РОССИИ В 2022 ГОДУ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ И СУЩЕСТВУЮЩИЕ РИСКИ

Размер файла 7-33   
Количество просмотров 1 191   
Размер файла 373.87 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье рассмотрены результаты деятельности Банка России в рамках целевых мандатов за 2022 г. Проанализированы риски политики фискального доминирования, финансовой нестабильности и ценовой волатильности. Обосновано, что эти риски сдерживают переход российской экономики и ее финансового сектора к новым формам организации бизнеса в стране. В заключении авторами предложен пакет антикризисных мер, направленных на повышение независимости денежно-кредитной политики Банка России.

  Лицензия Creative Commons 4.0

  

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

 

Е.М. Бухвальд

ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕФОРМА: ВОЗМОЖЕН ЛИ НОВЫЙ ЭТАП?

Размер файла 34-49   
Количество просмотров 269   
Размер файла 314.12 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Федеративные отношения представляют собой одну из ключевых особенностей институциональной структуры государства в современной России, наиболее значимое «обрамление» ее экономического пространства и основу вертикали публичной власти в стране. Не случайно преобразования в сфере федеративных отношений непосредственно затрагивают все стороны экономических, социальных и иных процессов в России. При этом, как показывает опыт последних десятилетий, их воздействие может иметь как позитивный, так и негативный характер. Здесь все зависит от «качества» реформ, а именно от их социально-политической и экономической обоснованности, четкости целеполагания, объективного мониторинга и оценки итоговых результатов. К сожалению, российские институциональные реформы во многом этими качественными признаками не обладают. Чаще всего подобные реформы видятся недостаточно мотивированными, лишенными четкого целеполагания и развернутой оценки фактически достигаемых результатов. К тому же, как показывает практика, такие реформы не завершаются по мере достижения поставленных перед ними целей, а чаще всего как бы просто «уходят в песок». Это дает основания для того, чтобы не только еще раз оценить уже сделанное по реформированию федеративных отношений, но и рассмотреть дальнейшие шаги в этом направлении, включая необходимые и возможные преобразования, а также их потенциальное воздействие на пространственную структуру России и структуру ее экономики.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

Н.Н. Волкова, Э.И. Романюк

РЕЙТИНГ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Размер файла 50-72   
Количество просмотров 849   
Размер файла 455.48 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Данная работа продолжает исследования авторов по анализу научно-технологического развития субъектов РФ. Актуальность этого вопроса в условиях антироссийских санкций, в результате которых для нашей страны заблокирован доступ к зарубежным технологиям и инвестиционным ресурсам, возрастает. Учитывая разный уровень развития субъектов Российской Федерации, в т. ч. в научно-технологической сфере, представляется целесообразным выявление локальных научно-технологических «точек роста», что особенно важно при дефиците имеющихся ресурсов. В статье проведен сравнительный анализ различных методик рейтингования НТР, включая методику, применяемую правительством России. Кроме того, предложена авторская методика такого расчета, исходя из существующих регулярных статистических данных, а также построен рейтинг регионов России, охватывающий разные стороны научно-технологического развития.

В результате исследования авторы показали неравномерность научно-технологического развития субъектов РФ, что вызвано сложившимся пространственным размещением научно-технологической инфраструктуры. Выявлена небольшая группа регионов, которая определяет индекс в целом по России. Эти регионы являются центрами инновационного развития в РФ, и в них сосредоточены ведущие научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения с высоким научным потенциалом, а также создана научно-технологическая инфраструктура.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

О.Ю. Болдырев

К ВОПРОСУ О КОНСТИТУЦИОННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В РАМКАХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Размер файла 73-85   
Количество просмотров 207   
Размер файла 351.02 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье представлен в кратком изложении процесс развития политической экономии. Тезисно раскрываются принципиальные отличия методологии политической экономии от методологии economics. Показывается, что современная политическая экономия не сводится ни к марксизму, ни к «новой политической экономии» Дж. Бьюкенена. Обосновывается актуальность исследований в рамках институциональной политической экономии, способной развить достижения классической политической экономии, традиционного институционализма и институционально-эволюционной теории. Конституционную политическую экономию предлагается развивать в рамках именно этого направления политико-экономических исследований.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

А.А. Сидоров

ДОСТУП НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ФАКТОРЫ

Размер файла 86-107   
Количество просмотров 148   
Размер файла 479.56 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье анализируется понятие «доступ на внешние рынки» и теоретические подходы к исследованию этой категории. Разграничиваются понятия «доступ на внешние рынки» и «поддержка экспорта». Представлена система факторов, определяющих доступ на внешние рынки. Выделены факторы общего порядка, а также обусловленные состоянием общехозяйственной и товарной конъюнктуры факторы I и II порядка. Факторы I порядка непосредственно связаны с внешнеторговой политикой, факторы II порядка – с иными видами экономической политики. Определены современные тенденции указанных групп факторов и их значимость для России. Отдельно проанализировано влияние экономической интеграции на формирование условий доступа на рынок. В зависимости от стадии экономической интеграции отслеживается степень интегрированности групп факторов доступа на рынок, а также уровень их преимущественного формирования (национальный либо наднациональный).

  Лицензия Creative Commons 4.0 

 

А.С. Кузавко

ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Размер файла 108-130   
Количество просмотров 245   
Размер файла 368.78 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Изучение динамики межгосударственных взаимодействий в ходе глобализации и регионализации мировой экономики позволило накопить значительный объем теоретических и эмпирических работ, результаты которых могут быть использованы для оценки влияния приграничного торгового сотрудничества на развитие экономики регионов. Особый интерес представляет анализ развития приграничных регионов в условиях интеграции, который проводится исследователями с помощью разных подходов и методов. В данной статье сопоставляется динамика развития некоторых приграничных регионов Союзного государства России и Белоруссии, ЕС и ряда других государств, включенных в интеграционные процессы, предпринимается попытка обобщить наиболее значимые выводы зарубежных и отечественных исследователей о влиянии межгосударственной интеграции на социально-экономическое положение приграничных регионов. Отмечается, что определенные возможности для оценки влияния приграничного положения региона на его развитие предоставляют новая теория торговли и новая экономическая география. Исследование показало, что влияние интеграции на развитие приграничных регионов очень различное, что обусловлено разными целями и мотивами сближения независимых государств, а также уникальными институциональными факторами приграничных территорий.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

В.В. Нарбут, Е.П. Шпаковская

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Размер файла 131-148   
Количество просмотров 614   
Размер файла 343.69 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Целью настоящего исследования явилась оценка векторов развития внешней торговли России в результате введения ограничений. Установлено, что по итогам внешнеэкономической деятельности за 2022 год сформировалось беспрецедентно высокое значение счета текущих операций платежного баланса. Ключевое влияние оказали такие агрегаты, как экспорт, импорт, сальдо баланса товаров и услуг. Выявлено, что значимость торгового партнерства ЕС для России снизилась, а стоимость товаров, поставленных в страны ЕС, увеличилась. Анализ показал, что в основе роста стоимости экспорта лежали две разнонаправленные тенденции: снижение объема поставок и рост цен на основные группы импортируемых товаров. На фоне стремительного свертывания торговых отношений со странами Европейского союза стали строиться альтернативные пути обмена товарами с другими странами мира.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

А.В. Голубкин, Ю.К. Князев

ТОРГОВЫЕ СВЯЗИ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНО-ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ С РОССИЕЙ НА ПЕРЕПУТЬЕ

Размер файла 149-166   
Количество просмотров 162   
Размер файла 332.04 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Статья посвящена анализу состояния торговли стран Центрально-Восточной Европы с Россией за последние 15 лет. Дана сравнительная (пострановая и повременная) характеристика взаимной торговли с точки зрения особенностей динамики товарооборота, экспорта и импорта, товарной структуры в разные периоды этого временного интервала. Выявлена многолетняя тенденция сокращения объемов взаимного товарооборота и российского экспорта при одновременном увеличении экспорта стран ЦВЕ в Россию. Проанализирована товарная структура поставок и показана бесперспективность преимущественно сырьевой направленности российского экспорта в условиях разворачивающегося в Евросоюзе «зеленого энергетического перехода». Показана начавшаяся в 2022 г. тенденция сворачивания взаимных торговых связей вследствие резкого обострения конфликта между Россией и коллективным Западом.

   Лицензия Creative Commons 4.0

 

Жэнь Яньянь, Цай Сылю

ОПЫТ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ПЛАТФОРМЫ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ ШОС (на примере Демонстрационной зоны местного торгово-экономического сотрудничества ШОС)

Размер файла 167-188   
Количество просмотров 230   
Размер файла 449.86 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Трансграничная электронная коммерция является важным каналом торгового сотрудничества в рамках ШОС и имеет большое значение для развития торговли между странами – участницами ШОС, в том числе и для упрощения процедур торговли. В настоящее время в рамках ШОС еще не сформирована единая региональная трансграничная платформа электронной коммерции. В регионе существуют нерешенные логистические и транспортные проблемы, уровень развития индустриальных парков невысокий. Механизм таможенного контроля нуждается в совершенствовании и существенной доработке из-за наличия сложных формальностей, которые препятствуют дальнейшему развитию трансграничной электронной коммерции в рамках ШОС. В статье рассматривается развитие трансграничной электронной торговли на примере Демонстрационной зоны местного экономического и торгового сотрудничества ШОС, показано развитие трансграничной электронной торговли в рамках ШОС, проанализированы проблемы, существующие в данной сфере, и выдвинуты предложения в адрес руководства ШОС по совершенствованию региональной трансграничной платформы электронной коммерции.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ АВТОРОВ

 

А.Б. Соколов

CОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДДЕРЖКИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Размер файла 189-210   
Количество просмотров 168   
Размер файла 345.96 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Нарастание санкционного давления в отношении России и необходимость выполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определяют актуальность поиска эффективных инструментов, стимулирующих достижение реального роста инвестиций в основной капитал не менее 25% ВВП. Одним из таких инструментов может выступать Соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которое позволяет частному бизнесу стабилизировать условия ведения хозяйственной деятельности, что имеет важное значение, особенно в условиях роста неопределенности, когда прогнозируемость становится наиболее редким и востребованным ресурсом. Целью исследования является анализ инструмента стимулирования реализации инвестиционных проектов на территории России – СЗПК. Методологию исследования составляют сравнительный, системный и содержательный анализ. Основной результат сводится к выводу о том, что несмотря на наличие определенных ограничений, СЗПК является потенциально эффективным инструментом поддержки реализации инвестиционных проектов частных компаний в условиях импортозамещения, содействует перезапуску инвестиционного цикла и привлечению «длинных» денег в реальный сектор национальной экономики.

  Лицензия Creative Commons 4.0