№ 2/2024 | Весь выпуск |
Дата размещения 13.05.2024
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ |
О.А. Кислицына
ОТНОШЕНИЕ РОССИЯН К РОЛИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассматриваются взгляды россиян на роль государства в обеспечении и финансировании услуг здравоохранения и на успешность деятельности правительства в этой сфере, выявляется изменение общественного мнения с течением времени, исследуется взаимосвязь между позицией россиян и их принадлежностью к различным возрастным группам и социальным категориям, их индивидуальными характеристиками. Анализ опросов, проведенных в 2006 и 2016 г. в рамках Международной программы социальных исследований (ISSP), показывает, что, несмотря на то, что за десятилетний период (2006–2016 гг.) поддержка населением роли государства в обеспечении и финансировании медицинской помощи уменьшилась, и значительная часть опрошенных неудовлетворена действиями правительства в обеспечении лечения больных, большинство россиян по-прежнему поддерживают вовлечение государства в сферу здравоохранения. Выявлены индивидуальные характеристики, связанные с отношением россиян к роли государства в оказании медицинской помощи.
Ю.А. Крупнов, С.Н. Сильвестров
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ И ДИФФУЗИЯ ТЕХНОЛОГИЙ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Рассматривается проблема снижения технологической зависимости России за счет использования диффузии технологий. В условиях санкционного давления такая диффузия является одним из важных направлений формирования технологического суверенитета российской экономики. Проведен анализ способов заимствования технологий и показана роль прямых инвестиций в сочетании с локализацией иностранного производства. Обоснованы направления наиболее полного использования эффекта диффузии технологий. Сделан вывод о том, что дальнейшая динамика технологического развития и возможность достижения более высокого уровня суверенитета зависят от способности органов государственного и корпоративного управления адаптироваться к быстроменяющимся условиям мирового хозяйствования.
ФИНАНСЫ |
В.А. Беляев
РЕШЕННЫЕ И НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ: ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассматриваются основные этапы развития денежно-кредитной политики на протяжении последних ста лет. Автор проводит анализ влияния кризисов на изменение ее инструментария, рост роли банков, а также прослеживает эволюцию теоретического аппарата ДКП под влиянием различных экономических школ и концепций, начиная с классической школы и до формирования мейнстрима экономической теории. Отдельно рассматривается влияние развития мейнстрима экономической теории, кризиса 2008 г., а также пандемии COVID-19 на проводимую денежно-кредитную политику.
В.В. Рычков
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ НОВОСТЕЙ О САНКЦИЯХ НА ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ РОССИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В исследовании обосновывается гипотеза о том, что новости о планируемом введении санкций в режиме реального времени оказывают не меньшее негативное воздействие на финансовые рынки, чем сами факты их введения. В работе предлагается методология количественной стоимостной оценки взаимосвязи между новостями о планах введения санкций, об их фактической реализации и последующей реакцией валютного, фондового и кредитного рынков РФ на эти события. Подтверждена гипотеза о том, что сами новости о санкциях, не требуя анализа тональности и эмоциональной составляющей, являются движущей силой изменений на финансовых рынках вне зависимости от факта их введения. На основании сделанных автором расчетов обосновываются два вывода: 1) санкции Запада перестали быть избирательными, а главным образом направлены на максимальное ограничение экономических связей; 2) еще не введенные санкции, рассмотренные в данном исследовании, наиболее ярко иллюстрируют то, что новости о планах санкций сами по себе уже оказывают негативное воздействие и являются движущей силой рынка, независимо от их введения. В работе используется разработанный ранее санкционный новостной индекс (SNI) на основе количества публикаций на эту тему, с помощью которого оценивается влияние новостей о введении санкций на финансовые рынки России. Для подтверждения причинно-следственной связи между новостями о санкциях и финансовыми рынками, измеряемой индексом SNI, использовался метод Грейнджера. В работе значимость фактора санкций, измеряемого индексом SNI, и их влияния на курс рубля была подтверждена посредством построения регрессионной модели с этим показателем в качестве одной из независимых переменных. На основании количественного контент-анализа индекса SNI была предложена методика выделения наиболее значимых санкций для оценки их влияния на финансовые рынки. Также автором была разработана, эмпирически подтверждена и теоретически обоснованна единая двухстадийная модель влияния новостей о санкциях на финансовые рынки, объясняющая динамику финансовых рынков на разных этапах объявления и введения санкций.
Е.А. Осадченко
ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЯ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЙНИНГА В РОССИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию На сегодняшний день майнинг криптовалюты в России не регламентируется действующим законодательством, однако органы власти признают существование бизнеса в данной сфере, который нужно ввести в правовое поле. Анализ научной литературы показал низкий уровень разработанности вопросов организации, регулирования и налогообложения майнинга криптовалюты. Обобщен международный опыт в этой области: в ряде стран такая деятельность полностью запрещена, однако есть страны, где осуществляется и ее регулирование, и налогообложение. Автором разработана модель организации, регулирования и налогообложения майнинга криптовалюты в Российской Федерации на примере первой криптовалюты – биткоина, которая предполагает встраивание ее в действующую систему права без внесения существенных изменений в целях сокращения временных и административных издержек.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА |
И.В. Медведев
ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Цифровизация и инновационное развитие занимают важное место в повестке стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Всеобъемлющие санкции в отношении России и изменение товаропотоков, вызванные нестабильной геополитической обстановкой, обусловили очевидную необходимость инноваций и цифровых технологий в сфере финансов, транспорта, таможенного контроля, ив том числе и цифровизации интеграционных процессов. Целью исследования является определение инновационного потенциала ЕАЭС в контексте развития цифровой инфраструктуры и технологий четвертой промышленной революции. В исследовании проводится сравнение инновационных потенциалов ЕАЭС и ряда других региональных интеграционных объединений. В ходе исследования делается вывод о том, что при наличии в достаточной степени развитой цифровой инфраструктуры, дальнейшее развитие инновационного потенциала ЕАЭС будет осложнено санкциями, затрагивающими доступ к зарубежным технологиям, и во многом будет зависеть от эффективности применяемой в России политики импортозамещения.
К 300-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК |
М.И. Воейков
РОЛЬ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ АН СССР В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ РЕФОРМЫ 1965 ГОДА
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье раскрывается роль и место Института экономики АН СССР в ходе разработки теоретических проблем косыгинской реформы 1965 г. и в процессе их обсуждения между советскими экономистами того времени. На многих материалах показывается, что Институт экономики, по существу, являлся научным штабом этой реформы, ведущие ученые Института уже с конца 1950-х годов высказывали мысли и положения, которые впоследствии легли в основу проводимой хозяйственной реформы. Суть этих положений сводилась к необходимости развития рыночных отношений в советской экономике того времени и усиления действенности закона стоимости. В статье также говорится о том, что в начале 1970-х годов Институт экономики подвергся жесткой критике со стороны партийных органов, результатом которой стала реорганизация Института.
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ |
Л.В. Зеленоборская
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В 2023 ГОДУ