МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА |
Л.Б. Вардомский
СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В ПРОЦЕССАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Внутриконтинентальное положение стран Центральной Азии (ЦА) сдерживает развитие внешнеэкономических связей. Тем не менее страны ЦА стремятся использовать имеющиеся возможности, и в частности свое геоэкономическое положение, для расширения внешнеэкономических связей в целях развития национальных экономик. В статье рассмотрена динамика торговых связей стран ЦА в контексте их вовлеченности в процессы регионализации преференциального и непреференциального (проектно-кредитного) типа. Параллельное участие стран ЦА в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и зоне свободной торговли в рамках СНГ (ЗСТ СНГ), обеспечивающих свободу торговли, и в Экономическом поясе Шелкового пути (ЭПШП), улучшающего ее транспортно-логистические условия, способствует развитию стран ЦА, наращиванию их взаимодействия, превращению в динамичный регион Евразии. Опыт сопряжения разных моделей регионализации на пространстве ЦА может быть полезен в практической работе по развитию евразийской интеграции и созданию Большого евразийского партнерства.
М.М. Лобанов, Е. Звезданович Лобанова
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассматриваются основные характеристики влияния пандемии COVID- 19 на промышленность стран Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы в 2020-2021 гг. Авторы анализируют причины особенностей активной фазы кризиса, восстановительного роста и афтершоков в промышленном производстве стран региона, а также определяют внутренние и внешние факторы усиления внутрирегиональной неоднородности промышленных систем и дифференциации в траекториях развития отдельных отраслей. Особое внимание уделяется проблемам участия промышленных предприятий стран ЦВЕ и ЮВЕ в процессах трансформации глобальных цепочек добавленной стоимости, которые обусловлены реализацией стратегий ТНК по повышению их резильентности. На примере нескольких отраслей - автомобилестроения, электроники, химической и фармацевтической промышленности - авторами подробно описаны различия в характере влияния коронакризиса на производственную активность и показаны основные риски функционирования национальных предприятий в условиях проведения общеевропейской политики «промышленной автономии» (в т.ч. связанные с изменением их позиций в производственных цепочках, бэкшорингом и другими формами производственной релокации, обеспечением стабильности поставок сырья и комплектующих).
В.А. Рязанов
ВЛИЯНИЕ МИРОВОГО РЫНКА НА ВНУТРЕННИЕ ЦЕНЫ НА ЗЕРНО В РОССИИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Автор проводит количественный анализ цен на пшеницу на внутреннем рынке России для выявления ключевых факторов, которые влияют на их динамику. Построенная модель линейной регрессии демонстрирует определяющее, но не исключительное влияние экспортных цен на пшеницу в США на цены российского внутреннего рынка, а также существенный вклад запасов зерна у российских участников рынка и динамики этого показателя. Сделан вывод о возможности расширения зерновых интервенций для воздействия на запасы зерна как части государственной политики сдерживания роста цен на внутреннем рынке. Сопоставление географической структуры экспорта пшеницы из России и из США, рынки сбыта которых практически не пересекаются, позволило сделать заключение о возможности формирования в России собственного независимого центра ценообразования.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ |
И.И. Смотрицкая, С.И. Черных, Е.С. Сазонова
КОНЦЕПЦИЯ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДОЛГОСРОЧНЫХ ЦЕЛЕЙ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассматривается методологическая повестка, актуальная для современной экономической теории, политологических и социальных исследований, российской управленческой практики. Речь идет о трансформации системы государственного управления, формировании концепции публичного управления, адекватной современным трендам общественного развития и долгосрочным целям новой экономической политики. В работе раскрыто содержательное наполнение публичного управления как социально-экономической и правовой категории, представлены методологические подходы к имплементации принципов и методов публичности в сферу государственного управления. На основе исследования современной нормативно-правовой базы государственного и муниципального управления авторы обобщают сложившиеся институциональные предпосылки для формирования публичного управления как общественно-государственной системы, закрепления в правовом пространстве понятий, связанных с публичным управлением. Обосновывается необходимость дальнейших междисциплинарных исследований для развития концепции публичного управления.
С.А. Братченко
РОЛЬ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В практике государственного управления критерием успешности управления обычно выступает результативность - достижение плановых значений некоторого набора индикаторов, которые принято рассматривать как цель управления. Однако плановые значения индикаторов (операционные цели управления) сами являются результатом принятия некоторого управленческого решения и, как показывает практика, такое решение может оказаться неоптимальным или даже ошибочным (и в результате достижения целевых значений индикаторов ситуация может не улучшиться, а даже ухудшиться, а поставленная задача или существующая проблема окажутся нерешенными). Показано, что критерием качества управленческих решений выступают стратегические (качественные долгосрочные) цели управления при условии их соответствия целям (предназначению) организации или института. На примере управления государственными программами (и, в частности, автомобилестроением - в рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности») проиллюстрировано, каким образом из-за низкого качества управленческих решений в государственном управлении получается так, что реализация государственных программ признается высокоэффективной, а российское автомобилестроение (особенно легковое) остается не только неразвитым и практически не конкурентоспособным, но и, как показала ситуация последних месяцев, почти нежизнеспособным.
И.О. Проценко, О.В. Темная, Д.В. Агафонов
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Ключевой задачей стратегических документов электроэнергетической отрасли является повышение эффективности работы электросетевых предприятий, в том числе за счет решения проблем сокращения объемов перекрестного субсидирования между группами потребителей. Перекрестное субсидирование в электроэнергетике выступает в качестве искусственной ежегодной надбавки к экономически обоснованному тарифу. Она устанавливается в административном порядке государственными институтами для занижения уровня тарифов для населения. Сокращение объемов перекрестного субсидирования в тарифах на передачу электроэнергии может нивелировать риски ценовой дискриминации целой группы потребителей (главным образом промышленности и бизнеса), что должно положительно сказаться прежде всего на финансовом положении энергоемких предприятий. Основная цель статьи - оценка перспектив и возможностей сокращения объемов перекрестного субсидирования. В рамках поставленной цели авторы проанализировали объемы перекрестного субсидирования и его влияние на потребителей. В статье выявлены проблемы практического применения перекрестного субсидирования в российской практике. В заключение авторы предложили меры по совершенствованию проводимой государственной тарифной политики в электросетевом комплексе.
И.Р. Курнышева
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ И НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассмотрены особенности и результаты процессов структурных трансформаций в экономике России, идущих в течение последних 30 лет. Представлены результаты расчетов отдельных показателей, характеризующих современную структуру и отраслевые пропорции национальной экономики. Обоснованы задачи корректировки концепции и практики управления структурными трансформациями с учетом необходимости достижения целей национального развития до 2030 г. в условиях усиления санкционного давления на экономику страны.
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ АВТОРОВ |
М.А. Комбаров
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию Федеральный бюджет играет важнейшую роль в экономике нашей страны. Однако на структуру его расходной части оказывают влияние ярко выраженные диспропорции в ее пространственном развитии. В настоящем исследовании проведен регрессионный анализ зависимости удельного веса того или иного раздела расходной части федерального бюджета от степени неоднородности российского экономического пространства. Установлено, что указанный фактор сокращает долю расходов на социальную политику и на обслуживание государственного и муниципального долга, а также оказывает определенное отрицательное влияние на удельный вес расходов на национальную оборону.
Цзоу Цзяхун
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Развернуть аннотацию Закрыть аннотацию В статье рассматриваются особенности российско-китайского сотрудничества в условиях пандемии COVID-19 и усиления санкционного давления на Россию. Проанализированы факторы, которые выступают в качестве движущих сил развития российско-китайских экономических отношений на долгосрочную перспективу. Большое внимание уделено определению перспективных направлений дальнейшего развития взаимодействия России и Китая в таких сферах, как промышленные технологии, инновации, энергетика, наука, сельское хозяйство, финансы.
ПАМЯТИ УЧЕНОГО |