№ 4/2025  Весь выпуск

Дата размещения 28.08.2025

    

 

95-ЛЕТИЕ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ РАН

 

С.А. Андрюшин, М.Ю. Головнин 

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА В ИНСТИТУТЕ ЭКОНОМИКИ РАН: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА (1930–2025 гг.)

Размер файла 7-32   
Количество просмотров 4   
Размер файла 390.91 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В данной статье, посвященной 95-летию Института экономики РАН, рассматриваются фундаментальные и прикладные исследования сотрудников Института экономики, посвященные проблемам денежного обращения и кредита. В ней нашли отражение вопросы, связанные: с теорией денег и теорией кредита; с организацией денежного обращения и кредитных отношений; регулированием инфляции и инфляционных ожиданий; развитием мировой валютной системы и выбором национальных режимов валютного курса; с принципами и перспективами развития денежно-кредитных систем; историей денежных и банковских кризисов, а также с исследованиями денежных и кредитных реформ.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

Л.Б. Вардомский, Н.В. Куликова, Г.Д. Толорая, А.А. Яковлев 

СТРАНЫ РОССИЙСКОГО ПОЯСА СОСЕДСТВА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК: ИСТОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Размер файла 33-58   
Количество просмотров 2   
Размер файла 364.64 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Статья подготовлена к 95-летнему юбилею Института экономики РАН и посвящена истории страноведческих исследований (СИ) в Институте и людям, которые их организовывали и проводили. Исторически получилось, что институтское страноведение имело в основном практическое назначение, ориентированное на обеспечение ведомств, осуществлявших внешнюю политику СССР, информацией о происходящих в странах социалистического мира политических, экономических и социальных процессах. В ходе этой работы накапливались знания о реализации социалистической доктрины в разных по уровню развития странах, что позволяло вырабатывать предложения к углублению взаимного сотрудничества. После распада СЭВ, а затем и СССР изменилась тематика и методология СИ: их содержание, на фоне геополитической неопределенности и растущей конкуренции, определяют проблемы трансформации, регионализации и модернизации. При сохранении прикладного характера, эти исследования приобрели научно-теоретическое значение, важное для понимания возможных направлений развития государств в быстро меняющемся мире. Для России в этом контексте особую роль играют государства-соседи, исторически тесно взаимодействовавшие с ней. В статье рассматриваются особенности исследования стран, входящих в европейский, азиатский и постсоветский сегменты российского пояса соседства.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Я.С. Ядгаров

ВЕХИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ В XIX ВЕКЕ

Размер файла 59-74   
Количество просмотров 2   
Размер файла 315.46 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье рассматриваются сущность и особенности сформировавшейся в XIX в. нравственной российской политэкономии. Предложена авторская научная гипотеза, в соответствии с которой имевшиеся ранее предпосылки для формирования нравственной российской политической экономии обусловили приверженность ее адептов принципам социальной справедливости и морально-этическим нормам человеческого бытия при решении насущных проблем преодоления диспропорций и кризисов в развитии хозяйственной жизни. На фоне реализации данной гипотезы четко выявилось неприятие российскими политэкономами XIX века смитианской метафоры о якобы рациональной направленности действий некоего сугубо эгоистического экономического человека «невидимой рукой», то есть всесильными «объективными экономическими законами». В статье раскрывается противопоставление «закону рынков Сэя», повествующему о предопределенности равновесия экономики свободной конкуренции, утверждений российских ученых о том, что достижение равновесной экономики требует регулирующего, рассматриваемого с нравственных позиций участия в этом процессе общества и государства. Показана определяющая роль в формировании нравственной политической экономии в России видных отечественных приверженцев двух политэкономических парадигм – смитианской парадигмы и утопического социализма.

  Лицензия Creative Commons 4.0 

 

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

 

Е.А. Осадченко

ОЦЕНКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНОВ РОССИИ

Размер файла 75-94   
Количество просмотров 2   
Размер файла 689.65 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Одной из целей развития энергетики РФ является обеспечение энергетической безопасности, достижение которой требует проведения оценки ее уровня. На данный момент это осложняется устареванием и субъективностью существующих методик. В работе проанализирован опыт оценки энергетической безопасности и представлена авторская методика оценки на уровне региона. Проведенные по ней расчеты позволили распределить регионы на три кластера по трем уровням безопасности. При этом в целом уровень энергетической безопасности регионов РФ за 2014–2023 гг. снижается. Разработанная методика является более объективной и содержательной по сравнению с существующими благодаря включению показателей, которые прошли через механизм отбора, отказу от использования пороговых значений и учету всех показателей с равными весами.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

А.Б. Соколов 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ОТРАСЛИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

Размер файла 95-113   
Количество просмотров 2   
Размер файла 357.41 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Укрепление отрасли телекоммуникаций и достижение в ней технологического суверенитета – это один из ключевых аспектов экономической и национальной безопасности, в связи с чем весьма важным фактором развития выступает ее государственная поддержка. В исследовании проанализирована государственная поддержка отрасли в 2022–2024 гг., предложены пути ее совершенствования и направления укрепления. Сформулирован вывод о том, что, невзирая на барьеры, она стала одной из причин стабилизации ситуации в области телекоммуникаций, однако в перспективе достижение технологического суверенитета предполагает продолжение государственного стимулирования отрасли. Этому могло бы содействовать использование комплексного характера поддержки, расширение числа используемых механизмов и создание наиболее благоприятных условий для производства телекоммуникационных технологий и изделий на их основе.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

О.М. Грибанова 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ЦЕЛИ И АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

Размер файла 114-124   
Количество просмотров 2   
Размер файла 284.89 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Перед нашей страной в настоящее время стоят весьма непростые задачи. Ответы на новые вызовы экономика России должна находить в условиях жесткой санкционной войны. В данной статье предпринята попытка подойти к рассмотрению институтов государственного управления как к совокупности формальных и неформальных норм и правил, действующих в данный период времени. Обосновывается необходимость трансформации институтов государственного управления в текущих глобальных политических и социально-экономических условиях, показано, что в сложившейся ситуации решение этой задачи представляется необходимым условием успешного социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности нашей страны. Сформулированы цели трансформации институтов государственного управления, а также конкретизированы основные задачи, которые при этом должны быть решены.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

ФИНАНСЫ

  

А.А. Рубинштейн

К ВОПРОСУ О СНИЖЕНИИ КЛЮЧЕВОЙ СТАВКИ

Размер файла 125-149   
Количество просмотров 2   
Размер файла 1.07 MB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

С октября 2024 г. ключевая ставка в РФ превышает рентабельность значительного числа отраслей экономики, в результате чего возникают такие опасности как сложность кредитования, возможность скатывания в рецессию, возникновение денежного навеса из вкладов физических лиц. На примере похожей ситуации в США в 1980–1982 гг. в статье с помощью модели переключающегося режима воспроизводства (ПРВ) показана важность дополнительного товарного предложения, которое в США было обеспечено путем резкого увеличения импортных поставок. Предложен и альтернативный ряд предупредительных мер, демпфирующих негативные эффекты при снижении ключевой ставки. По их вариантам проведены ориентировочные расчеты последствий предлагаемых мер с помощью модели ПРВ.

  Лицензия Creative Commons 4.0

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

 

А.В. Белицкая, А.А. Яковлев

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: НОВЫЙ УРОВЕНЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА

Размер файла 150-166   
Количество просмотров 2   
Размер файла 315.06 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

Цель данного исследования – выявить роль общественного договора как фактора, влияющего на перераспределение ресурсов в рамках международной экономической интеграции, на результативность создания общего рынка, решение проблем обеспечения устойчивости экономического роста, неравенства и безработицы. В ходе работы научно обосновано, что результативность международной экономической интеграции зависит от наличия общественного договора на наднациональном уровне, подкрепленного возможностью распределения части ренты не только государством, но и напрямую интеграционным объединением, а также возможностью создания наднациональных инклюзивных институтов в рамках общего рынка товаров, капитала и рабочей силы.

  Лицензия Creative Commons 4.0 

 

Н.Д. Фролова

О РОЛИ КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Размер файла 166-182   
Количество просмотров 2   
Размер файла 610.92 KB   

Развернуть аннотацию

Закрыть аннотацию

Аннотация

В статье рассматриваются современные исследовательские подходы к оценке роли компаний с государственным участием в экономике Республики Беларусь. Представлены результаты анализа основных статистических показателей, характеризующих деятельность белорусских компаний с государственным участием и выделены ключевые тенденции их развития. Показаны доминирующая роль компаний с государственным участием в экономике и наличие рисков, обусловленных неэффективностью системы управления ими.

  Лицензия Creative Commons 4.0